Был барменом, решил стать водителем троллейбуса. Где в Минске учат взрослых новым профессиям

Где в Минске учат взрослых людей новым профессиям и что их приводит на такие курсы, узнали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Еще раз учиться

Несмотря на каникулы, в нескольких учебных аудиториях Минского государственного профессионального лицея № 3 машиностроения всё лето активно идут занятия. Здесь по направлению службы занятости населения столицы учатся минчане, решившие освоить мастерство управления троллейбусами.

Обучаем две группы. Одна приступила к занятиям в мае, другая — в июне. Также в нашем учебном заведении готовят будущих водителей трамваев, — рассказывает преподаватель лицея машиностроения Виктор Радевич.

По его словам, на курсы принимают людей не моложе 21 года. Обязательно прохождение профессионального медосмотра. К водителям наземного пассажирского транспорта требования касательно состояния здоровья не такие жесткие, как для их коллег из метрополитена, но тоже серьезные. И это обоснованно — они отвечают за безопасность пассажиров.

Есть стереотип, что желающим освоить эту профессию нужно иметь водительские права на управление легковым автомобилем. Это не так. Людей без опыта вождения принимают, более того, для них есть приятный бонус. По окончании курсов они могут сдавать в ГАИ экзамен на права категории В, не посещая автошколу.

Водителей троллейбуса учат почти четыре месяца. Подготовка предусмотрена серьезная. Сначала осваивают теорию. В расписании занятий — девять дисциплин. Изучают правила дорожного движения, технической эксплуатации троллейбуса, электрическое, механическое, пневматическое оборудование и электроснабжение, основы управления механическим транспортным средством, первую помощь пострадавшим при ДТП, охрану труда и многое другое.

После успешной сдачи теоретических экзаменов начинается второй, практический этап обучения. Его проходят в троллейбусных парках столицы. Учащиеся в сопровождении опытных инструкторов ездят по заранее определенным и согласованным с ГАИ городским маршрутам. Пассажиров в салоне в это время нет. Практика завершается сдачей экзамена. Прошедшим итоговые испытания выпускникам выдается свидетельство установленного образца с присвоением квалификации. Далее их ждут стажировка и трудоустройство.

Водитель троллейбуса — отличная профессия. Но простой ее не назовешь. Нужно освоить две дороги — нижнюю и верхнюю. То есть обычную дорогу и контактную электросеть. Двигаться так, чтобы не допускать схода токоприемника, всё контролировать и рассчитывать. Стараемся максимально подготовить наших учеников к выполнению будущих задач, — отмечает В. Радевич.

Своим путем

Первую группу будущих водителей мы в аудиториях не застаем — они уже закончили изучать теорию и перешли к практике в троллейбусных парках. Вторая в полном составе — на занятиях по правилам дорожного движения.

У каждого из слушателей свой путь, приведший к освоению двух дорог. Георгий Телюк трудился в общепите, был барменом, официантом, администратором. Когда из-за пандемии заработки существенно сократились, решил кардинально поменять сферу деятельности.

Моя мама 35 лет была водителем троллейбуса. Так что хорошо знаю и плюсы, и минусы профессии. Считаю, что готов к ней. Конечно, привлекает хорошая зарплата. Да и депо недалеко от дома, — говорит он.

У Игоря Бессмертного высшее экономическое образование. Работал в управленческом блоке в сфере торговли. У него более 20 лет водительского стажа, но управлял только легковыми автомобилями. По его словам, пересесть за руль пассажирского транспорта решил по нескольким причинам.

Работа стабильная, уровень дохода достойный. Еще один плюс — четкий график, позволяющий располагать свободным временем. На прежнем месте меня могли вызвать в любой момент, несмотря на то что рабочий день закончен, — поясняет он.

Искусство управления троллейбусом наряду с мужчинами постигают и две женщины. Екатерина Шевалова более 10 лет водила трамвай, но приняла решение перейти на новый вид пассажирского транспорта. А вот Марии Мукавозчик навыки вождения приходится осваивать с нуля. Раньше она трудилась продавцом, однако в профессии разочаровалась. Хочет попробовать силы на новом поприще.

— Очень хорошо, что служба занятости предоставляет возможность получить новую специальность. Обучение бесплатное, ежемесячно получаем стипендию, материальную помощь. У меня двое детей: сыну — 8, дочке — 5 лет. Они с нетерпением ждут, когда увидят маму не за прилавком магазина, а за рулем троллейбуса, — добавляет Мария.

Справочно

С начала текущего года столичная служба занятости направила на обучение по востребованным на рынке труда профессиям 155 минчан. В 2021 году подготовку осуществляют по 25 направлениям.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ