В Национальном художественном музее нынче по понятным причинам не очень многолюдно. Зато хватает интересных выставочных проектов, один из которых приурочен к 125-летию со дня рождения известного белорусского скульптора и графика Давида Якерсона, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Проект подготовлен совместно с Витебским областным краеведческим музеем. Новатор и традиционалист, едва ли не единственный представитель скульптурного супрематизма, Д. Якерсон входил в известное авангардное художественное объединение «Утвердители нового искусства» (УНОВИС), созданное в городе на Двине знаменитым Казимиром Малевичем. Позднее он уехал в Москву и де-факто отказался от этого, что называется, бэкграунда, оставшись тем не менее ярким представителем Витебской художественной школы.
— Коллекция творческих работ Якерсона, хранящаяся в собрании Витебского областного краеведческого музея, поистине уникальное явление, особенно на фоне больших потерь наших художественных ценностей первой половины ХХ века, — подчеркивает куратор выставки искусствовед Екатерина Изофатова. — Экспозиция носит ретроспективный характер и охватывает почти весь творческий путь мастера. Здесь представлены более 100 графических работ и скульптур, а также архивные фотографии, что дает возможность оценить многогранность таланта художника, искусство которого не укладывается в рамки одного творческого метода.
На выставке можно увидеть и орнаментальные композиции в стилистике ар-нуво, и эксперименты в духе кубизма и экспрессионизма, и пленэрные городские зарисовки Витебска, и новаторские супрематические произведения 1920-х гг. Фигурная скульптура более позднего периода представляет изображения «неканонической красоты» лиц других рас.
Стилевое многообразие работ скульптора и графика наглядно показывает не только эволюцию мировоззрения самого мастера, но и бурные идеологические и художественные перемены, происходившие в искусстве первой половины XX столетия. Его творчество и жизнь — своего рода зеркало времени.
Выставка продлится до 4 апреля 2021 года.
Фото Павла Русака