Бывший доходный дом и женская гимназия. Ищем в Минске здания в стиле модерн

Световые колодцы, расписная керамика и древнегреческий маскарон — корреспондент агентства «Минск-Новости» искала в Минске старинные здания в стиле модерн.

Архитектурный стиль, называемый также ар нуво, стал популярен по всему миру в 1890–1914 годах. Это был отказ от прямоты и геометрических форм в пользу естественных, природных силуэтов и декоративности. Во многом экспериментальный, если говорить о творениях испанца Антонио Гауди. Но минский модерн более сдержанный и скромный, зато по-своему уникальный. Тем не менее в нем тоже присутствуют широкие арочные окна, миниатюрные колонны, лепные стебли, листья и бутоны, ажурные стальные решетки на балконах и эркеры, изящно выступающие из-за фасада.

Дом напротив стадиона «Динамо»

Адрес. Пересечение ул. Володарского, 26, и Кирова, 11.

Время постройки. 1911 год.

История и особенности архитектуры. Хозяйкой здания была Ядвига Костровицкая из древнего белорусского рода шляхтичей. А еще сестра Эдварда Войниловича, председателя Минского общества сельского хозяйства, известного строительством костела св. Симеона и св. Елены в память о своих детях.

На первом этаже какое-то время находились управление Либаво-Роменской железной дороги и аптека, на остальных — квартиры. Во времена СССР открыли комиссионный магазин. Теперь здесь можно попробовать тайский суп, свежий кофе, заказать доставку цветов или отремонтировать телефон.

Дом, построенный по проекту архитектора Оттона Краснопольского, отличают объемный фасад из трех частей, декоративные квадратные вставки по всему периметру, трапециевидные окна и эркер на втором этаже, над которым когда-то возвышалась еще и башенка. Особое обаяние постройке придает терракотовый неоштукатуренный кирпич.

«Синий» дом

Адрес. Ул. Интернациональная, 16.

Время постройки. Точная дата неизвестна. Реконструирован в 1913 году.

История и особенности архитектуры. Когда-то здесь размещалась банковская контора Лурье, богатого семейства из Пинска, владеющего промышленными предприятиями. Здание выделяется тем, что оно трехцветное — в одном ансамбле соединились фиолетово-синий, бледно-голубой и серый. Смотрится, на удивление, гармонично.

Внимательный человек заметит симпатичные треугольники крыши и маленькие квадраты переливающейся на солнце плитки, сделанной в технике майолика. Это керамика из обожженной глины, украшенная расписной глазурью. Появившись в странах Древнего Востока, стала популярной в Испании и Италии. Сегодня в доме находится туристическое агентство, о чем гласит огромная вывеска прямо под центральным балконом. Этот тот случай, когда реклама выбивается из архитектурного облика.

Дом возле Красного костела

Адрес. Ул. Советская, 17.

Время постройки. 1912 год.

История и особенности архитектуры. Это бывший доходный дом, который проектировал Станислав Гайдукевич, архитектор, только что окончивший академию искусств в Петербурге. Первый этаж с семью комнатами отдали в аренду княгине и меценатке Марии Магдалене Радзивилл, второй принадлежал Эммануилу Абрампольскому, директору одного из городских банков, и его семье.

В 1917 году строение национализировали большевики. Через три года сюда заселились сотрудники Объединенного государственного политического управления (позже — НКВД) и партийные деятели БССР. Так и появилось название — Первый дом Советов. Во время Великой Отечественной войны здесь находилась секретная база минских подпольщиков.

По облику и не скажешь, что у дома такой серьезный статус. Он напоминает скорее загородную резиденцию князей — цветочная лепнина, внушительная мансарда в виде трапеции, высокий оконный проем над главным входом, аттик, то есть декоративная стенка над карнизом, миниатюрные колонны на ограде балкона. С другой стороны, после 1945 года тут обосновались деятели науки и культуры, в том числе известный ученый-геодезист Василий Попов. Сегодня в этом здании находится Управление капитального строительства Мингорисполкома.

Дом с самым красивым окном

Адрес. Пересечение ул. Богдановича, 24, и Киселева, 28.

Время постройки. 1890-е годы.

История и особенности архитектуры. Здание построено из такого же красного кирпича, как и корпуса пивоваренного завода напротив, потому не сложно предположить, что оно имело к нему отношение. Но точных данных нет — то ли квартиры для работников, то ли вообще гостиница.

Если верить легендам, в подвалах есть подземные ходы. Кстати, от модерна тут, пожалуй, осталось только огромное фигурное окно, на которое приходят посмотреть даже иностранцы. Среди особенностей ар нуво не только красота, но и практичность. Потому оконный проем служил дополнительным источником освещения, ведь потолки в квартирах и подъезде — под 4 м. Как ни странно, рекламная вывеска «Цветы» неплохо сочетается с фасадом. До этого, по слухам, на первом этаже была пекарня.

Дом с литературным музеем

Адрес. Пересечение ул. Ленина, 13, и К. Маркса, 30.

Время постройки. Приблизительно 1905 год.

История и особенности архитектуры. Уникальное творение архитектора Генриха Гая, чья мастерская находилась тут же. В доме, где обитала политическая и культурная элита СССР, сейчас находятся Литературный музей Петруся Бровки и квартиры с высокими потолками. Хозяином постройки изначально был Сигизмунд Свентицкий, не бизнесмен и не продавец, а хирург, открывший в столице первую на то время больницу для бедных.

О том, что здание является памятником модерна, говорят и разные уровни фасада, и смещенный в сторону фронтон, и изящный декор. Ажурную ковку в виде венков из листьев можно рассмотреть на балконах, а над аркой, ведущей во двор, — редкий для Минска маскарон, предположительно, древнегреческого или римского происхождения. В подъезде не менее красиво. Лестница с держателями для ковра, на потолке — стеклянное окно, так называемый световой «колодец» для лучшей циркуляции воздуха.

Дом из самого красивого кирпича

Адрес. Ул. Кирова, 5.

Время постройки. 1890-е годы.

История и особенности архитектуры. Здание из красного кирпича побывало и управлением одной из полицейских частей, и женской гимназией Рейман (по фамилии ее хозяйки, дворянки Елизаветы Дмитриевны). С начала 1910 года девушек из обеспеченных семей учили здесь языкам и литературе, истории и педагогике. После прихода большевиков образовательный статус постройки не изменился — в 1923-м открыли железнодорожную школу, в конце 1960-х — музыкальную, а в 1970-х — педагогическое училище. Сейчас тут находится Суд Евразийского экономического союза.

Здание нельзя причислить к модерну в чистом виде. Оно скорее эклектично. Но заметны декоративные листья над окнами, которые, кстати, имеют разную форму — то полукруглую, то квадратную. Встречаются аттики в виде треугольников, лепнины и пилястры. Наверху фасада — фронтоны, стилизованные миниатюрными арками. Когда-то тут были даже фрески.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ