ЧАСЫ ИСТОРИИ. Освобождение Беларуси: вехи, судьбы, факты
Освобождение Беларуси началось ровно за 9 месяцев до начала знаменитой операции «Багратион». 23 сентября 1943 года советские войска освободили первый районный центр республики — Комарин. Шаг за шагом продвигалась армия на запад, получая огромную поддержку партизан, подпольщиков, всего угнетенного оккупацией населения. Новый проект агентства «Минск-Новости» посвящен этому пути к свободе.
«Немецко-фашистские захватчики уничтожили полностью или частично 209 городов и районных центров Беларуси, а также 9 200 сел и деревень». (История Второй мировой войны, том 9, стр. 40.)
Безвременье оккупации
Николай Чергинец. Запомнился фонарный столб, стоявший неподалеку от нашего дома на Цнянской. Фонарь в военные годы не горел, но на столбе всегда был кто-то повешенный фашистами. Остались в памяти и походы в гетто, за колючую проволоку которого в гости к подружкам-еврейкам бегала сестра, прихватив за компанию младшего брата.
Было запрещено перемещаться без пропусков вообще и в ночные часы по городу, ходить под мостами и вблизи железных дорог, ловить рыбу, пасти лошадей по ночам. Предписывалось сдать радиоприемники, бинокли, лорнеты, велосипеды, грелки, чайники, электроплитки, печки.
Особой строгостью оккупационные приказы и предписания отличались для евреев. Согласно циркуляру Минского окружного комиссариата, они должны были сдать все деньги, ценные бумаги, акции, драгоценности, телефонные аппараты, мебель, одежду и белье. Евреям было запрещено менять место жительства, пользоваться тротуарами, общественным транспортом, отдыхать в парках, посещать школы всех видов, забивать животных на пропитание.
Малгожата Артишевская. Мне было лет пять, и жили мы в дедушкином доме в Стадионном переулке, в районе нынешнего ЦУМа. Тайком от взрослых дети бегали к так называемым Комаровским вилам (слияние бывших Логойского и Борисовского трактов. — Прим. ред.). У института физкультуры стояли виселицы, и каждое утро были новые казненные за нарушение комендантского часа. Люди опознавали своих, плакали и причитали. Мы же возвращались домой дрожащие, полные ужаса и боли. Мама недоумевала, отчего я кричу и плачу по ночам…
Освобождение
«Предстояло разгромить сильные фланговые группировки врага в начале операции и, развивая наступление по сходящимся направлениям на Минск, обеспечить окружение и уничтожение основных сил врага группы армий «Центр». (История Второй мировой войны, том 9, стр. 43.)
Север
До войны для людей гражданских часы были редкостью и роскошью. Для военных — необходимостью. Поэтому их выдавали как элемент формы, как гимнастерку, фуражку, ремень…
Хранящиеся в Государственом музее военной истории Республики Беларусь часы маршала Баграмяна поражают внушительными размерами и предельной точностью. Именно по ним в то время генерал армии Баграмян отсчитывал секунды, чтобы дать сигнал о начале труднейшей Городокской операции, начавшейся на северо-востоке Беларуси 13 декабря 1943 года. К Новому году операция была успешно завершена, и 11-я гвардейская и 4-я ударная армии двинулись дальше.
Вслед за наступающими шел и госпиталь, располагавшийся до этого в освобожденном в октябре Лиозно. С ним из родного дома ушли пятнадцатилетние сестры-близнецы Раиса и Зоя Киселевы. Главврач госпиталя Евгения Михайловна Ландау попросила их помочь в уходе за ранеными.
Весной 1944-го, когда девушкам исполнилось шестнадцать, они приняли присягу и пошли с фронтом дальше. День Победы встретили под Кёнигсбергом, но демобилизовали их только в 1946-м. И восемнадцатилетние девчонки в военных гимнастерках с прикрепленными на них орденами Отечественной войны и медалями пошли в восьмой класс обычной дневной школы. Не стеснялись — тогда почти все ученики были переростками.
Вскоре Раиса вышла замуж за фронтовика Григория Кублицкого, возглавила льноводческое звено и через несколько лет стала Героем Социалистического Труда.
Зоя в 1949-м поступила в Минский индустриальный техникум, после пришла работать на автозавод. Там еще не было сборочного конвейера, машины с деревянными кабинами собирали на козлах. Зоя определилась в покрасочный цех, где и проработала больше 20 лет, потом была контролером экспортной продукции. На заводе познакомилась с Владимиром Русаком, вышла замуж, вырастила сыновей… Когда сестры овдовели, стали жить вместе. Несколько лет Раиса Владимировна возглавляла отдел женщин-ветеранов Великой Отечественной войны при Фрунзенской районной ветеранской организации, стала почетным жителем Фрунзенского района и почетным членом президиума ветеранской организации.
Довоенные фотографии у сестер не сохранились — сгорели в пылающей хате. Поэтому самое любимое фото — то, которое сделано на их 85-летии в ресторане, где большая семья Русак, Киселевых, Кублицкой собралась вместе.
Восток
В начале 1944-го молоденький солдат Миша Ковалев, получивший ранение в первых своих боях на реке Проня, лечился в госпитале. Навестившая его мама Матрена Ивановна с удивлением заметила, что сын заметно возмужал и окреп. Ее изумление объяснимо: семья партийного работника, в начале войны вернувшаяся на родину из-под Минска, в годы оккупации жила впроголодь. Поэтому в 1943-м, вступив в ряды освободивших Климовичи войск, Ковалев долго оставался «мальчишкой», которому старшина никогда не наливал боевых 100 грамм, компенсируя их двойной порцией сахара.
А 3 июля 1944 года рядовой Ковалев, уже фронтовик со стажем, въехал в Минск на танковой броне, которая пузырилась раскаленной краской. Не от солнца. Танки ворвались в город со стороны аэропорта, а там горели вражеские самолеты, горючее, вдоль улиц полыхали дома.
После освобождения Минска Михаил Ковалев в составе 1-го и 2-го Белорусских фронтов с боями прошел Беларусь, Польшу, Германию. Был тяжело контужен, награжден медалями и орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Первую награду, самую дорогую для него медаль «За отвагу» однажды потерял при ночлеге на сеновале в польской деревне. Понимая ценность этого знака солдатской доблести, командир позволил части задержаться и… перебрать солому. Медаль нашли. И она рядом с другими наградами ярко сияла на груди солдата при победном салюте на Эльбе.
Впоследствии Михаил Ковалев — рабочий, студент, строитель Минска, Солигорска, заслуженный строитель БССР, председатель Минского горисполкома, председатель Совета Министров БССР.
Юго-восток. Партизаны
Николай Борисевич стал партизаном отряда имени Сталина летом 1942 года. Грамотного юношу ценили за умение извлекать взрывчатку из неразорвавшихся снарядов, он принимал участие в минировании мостов, рельсовой войне, разгроме вражеских гарнизонов. Борисевич командовал и диверсионной группой, пускавшей под откос вражеские эшелоны.
В январе 1944-го 152-й партизанский полк находился неподалеку от Быхова. Под защитой партизан от угона в Германию и зверств оккупантов находились около 10 тыс. мирных жителей. Вскоре полк соединился с частями Красной Армии, более 100 молодых партизан ушли на фронт. На долю Борисевича выпал плацдарм западного берега Днепра южнее Быхова. Ранение, госпиталь, затем 539-й гаубичный артиллерийский полк, где Николай стал топовычислителем в батарее управления полка. В этой должности Николай Борисевич принял участие в операции «Багратион». Потом корпус направили в район Ковеля, откуда его путь лежал на Хелм, Люблин, Майданек, Вислу, Лодзь, Познань и реку Одер. Было и наступление на Берлин. На Эльбе произошла историческая встреча с американскими солдатами, с одним из них Борисевич обменялся часами…
При демобилизации командиру полка не понравилось потрепанное в боях обмундирование бойца Борисевича, и он, сняв полковничьи звезды, отдал ему свою шинель тонкого английского сукна. Прежде чем явиться к родителям в деревню Лучный Мост на Березине, Николай в Минске прямо с вокзала зашел в университет узнать, может ли приступить к учебе уже в этом семестре. Держать экзамен разрешили. В декабре 1945-го на первом курсе физико-математического факультета появился новый студент — Борисевич. Увидев шинель высшего офицерского состава, ему козыряли…
Пройдут годы, и светила мировой науки с почтением будут здороваться с белорусским ученым, физиком, академиком многих зарубежных академий и президентом НАН Беларуси, автором многочисленных научных работ и открытий, Героем Социалистического Труда Николаем Борисевичем.