«Чехов. Комедия. Чайка»: Молодежный театр шокирует прочтением классики

Спектакль «Чехов. Комедия. Чайка.» пройдет на сцене Белорусского государственного молодежного театра 21 января.

Премьерный показ состоялся здесь еще в 2014 г., но провокационная постановка классической пьесы по-прежнему вызывает эмоциональные споры и делит зрителя на два лагеря.

Если трепетное отношение к творчеству Чехова, уверенность в незыблемости канонов МХАТовской «Чайки» и консерватизм по отношению к сценическому искусству – это про вас, не приходите 21 января на спектакль в Молодежку. Не надо. К слову, подобное предупреждение можно получить и на стадии покупки билетов. Кассиры первыми выслушивают все, что думают о вольном прочтении классики те, кто покидает зал, даже не дождавшись антракта. Они возмущены и требуют вернуть деньги за билеты. Но есть и другие. Те, кто во время второго акта боятся кашлянуть или вздохнуть чуть громче. «Мурашки по коже пробежали» – именно так они будут потом описывать свои ощущения. Впрочем, к такому эффекту готовы и актеры, занятые в спектакле, и режиссер-постановщик Искандер Сакаев.

чайка 1 copy

– «Чайка» – это для меня начало того театра и той драматургии, которой он и она стали в ХХ в. Эта пьеса опередила и свое время, и свой театр – такая новая драма конца XIX в. – поэтому я и ставил ее как новую драму, но написанную хорошим русским языком, – рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» режиссер-постановщик спектакля «Чехов. Комедия. Чайка» Искандер Сакаев. – К реакции зрителя не готовился, но, в принципе представляя общий уровень государственных театров в Минске и их репертуарные установки, понимаю и запросы определенной – разгневанной моим опусом – части публики, туда ходящей и на таких образцах получающей свои театральные впечатления. Следовательно, все остальное, не попадающее в категорию «театр с кулисами и колоннами», будет воспринято нелояльно.

чайка 5 copy

«Если бы знать!» – восклицал когда-то Чехов. Его называли флагманом психологического реализма и новатором в театральном искусстве. Но где было знать автору, что станет твориться с его пьесами через сто лет. Известно письмо, в котором Чехов давал наставления Мейерхольду, который играл Треплева: «Не быть резким в изображении нервного человека. Ведь громадное большинство людей нервно, большинство страдает, меньшинство чувствует острую боль, но где – на улицах и в домах – вы видите мечущихся, скачущих, хватающих себя за голову. Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, т.е. не ногами и не руками, а тоном, взглядом; не жестикуляцией, а грацией. Тонкие душевные движения, присущие интеллигентным людям, и внешним образом нужно выражать тонко. Вы скажете: условия сцены. Никакие условия не допускают лжи». Но пришли другие времена, и новые поколения по-своему стали смотреть на классику.

чайка 4 copy

Если Чехов говорит о Треплеве, исходя из условий реализма, то нам хотелось вывернуть его наизнанку. Опять же: мы не можем не осознавать того, что сегодня 2016 год, а пьеса написана 1896-м. И с каким зрителем нам говорить: с тем, что был в 1896-м, или с сегодняшним? Ответ, думаю, очевиден, – считает исполнитель роли Треплева, актер БГМТ Дмитрий Богославский. – Сегодня нас окружают очень интересные «персонажи», в своем поколении я вижу множество сломленных молодых людей с проблемами воспитания. Они выросли в разрушенных семьях, их воспитывали бабушки и мамы, без поддержки мужской руки, вот и вырастают такие треплевы: истерящие, машущие руками, доводящие самих себя до слез.

чайка 3 copy

В спектакле «Чехов. Комедия. Чайка.» нет ни одного счастливого героя. Впрочем, как и в оригинальной пьесе. Чрезмерно шумная, экспрессивная Аркадина (Наталья Онищенко) в ярком боа изо всех сил отыгрывает роль центра Вселенной, Дорн (Александр Пашкевич), которому не дает прохода своей любовью и ревностью Полина Андреевна (Раиса Сидорчик), Шамраев (Иван Щетко), который постоянно вспоминает каких-то актеров и актрис и их гениальную игру. В первом акте буквально все герои утрированно комичны или трагичны. Здесь правит бал фарс, буффонада и гротеск. Здесь же впервые звучит монолог Нины Заречной (Алена Змитер, Марина Блинова) «Люди, львы, орлы и куропатки…», слова из которого периодически будут звучать на протяжении всего спектакля.

Многие так и воспринимают образ Нины: нежная, хорошенькая девушка, полная надежд и грез, которую, подобно хрупкой ветке, ломает порыв жизни. Но в моем понимании все совсем наоборот, – поделилась своим мнением актриса БГМТ Алена Змитер. – Нина в моем исполнении – непривычна, особенно на сцене белорусского театра. Нина Заречная взбалмошна, эмоциональна, в ней бушуют все жизненные страсти, переполняют чувства. Поэтому она совершает ряд необдуманных поступков, и – заметьте – она сильная, волевая, и жизни так и не удается ее сломать. Она борется и верит, и любит несмотря ни на что. Когда мы в школе проходим творчество Чехова, оно в основном пролетает мимо ушей, так как нам преподносят его неживым. Герои пьес для меня в старших классах были скучны, как картонные фигурки. Нас ничего не связывает с ними. Нам кажется, что это было давно и нам не понять того, что происходило с Треплевым, Заречной, Тригориным, Аркадиной… А ведь это совсем не так! Они очень близки нам своей изнанкой, которую в школьные годы не считают нужным раскрыть. Конечно, спустя годы, а тем более в ходе работы, открывается совсем иной мир: живой, кипящий. И эта жизнь, поверьте, происходит на сцене из спектакля в спектакль. Каждый раз такая непохожая, исключительная, тайная жизнь, которая незаметно проникает в зрителя. Просто к Чехову нужно прийти своими путями.

чайка 6 copy

После антракта зритель возвращается как будто на другой спектакль. Герои те же, но кардинально меняется настроение. Это уже совсем не комедия. В игре актеров во втором акте нет нарочитой искусственности на грани истерики. Меняется даже озеро, на берегах которого в начале все было беззаботно и пасторально: удил рыбку Тригорин (Евгений Ивкович), плескались Горничная (Любовь Пукита), Яков (Денис Авхаренко) и Повар (Максим Дубовский). Во втором акте под необъяснимо обнажающий нервы ритм «притоп-хлопок» этот же водоем становится неким монстром. Он ни за что не хочет выпускать из своих лап морально растоптанную, изломанную жизнью Нину Заречную.

чайка 7 copy

Без фонограммы, на разные лады и с совершенно разным настроем актеры периодически затягивают «Ой, сівы конь бяжыць», хихикая, передают по кругу самокрутку, ломают устоявшееся понимание классических образов. Вы к этому не готовы? Тогда не ходите на «Чехов. Комедия. Чайка». Не надо.

чайка 2 copy

Фото с сайта bgmteatr.by 

 

Самое читаемое