Немецкий спасательный круг: студенты БГЭУ съездили в Германию и узнали, как поднять белорусские предприятия.
Учащиеся факультета маркетинга и логистики недавно вернулись из образовательной поездки в Германию. Они рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости», в чем секрет знаменитого немецкого качества и чего не хватает для экономического счастья белорусским предприятиям.
Программа «Современные модели управления образовательными практиками на примере Германии» – пилотный проект для факультета маркетинга и логистики БГЭУ. Он был подготовлен силами самих студентов факультета и профинансирован Германской службой академических обменов (DAAD) по направлению «Ознакомительные поездки студенческих групп». В рамках разработанной программы белорусская делегация посетила ряд ведущих университетов Германии, а также заглянула в «кузницу» таких всемирно известных предприятий: как завод BMW, логистическая компания DHL-Drehkreuzes в Лейпциге и концерн Volkswagen в Дрездене.
– Подобные международные проекты дают уникальный шанс обзавестись полезными контактами, – уточняет лектор Германской службы академических обменов Ларс Шмидт. – Я всегда говорю студентам: контакты – это самое важное. Особенно в современном мире, который меняется с потрясающей скоростью.
Декан факультета маркетинга и логистики БГЭУ Александр Цыганков, в свою очередь, называет поездку необходимой практикой.
– На мой взгляд, это неотъемлемая часть учебного процесса, – отмечает А. Цыганков. – Мы обязаны показывать студентам, как организовано производство на лучших предприятиях в Европе, что лежит в основе успеха передовых немецких бизнесов, как добиваются высокого качества продукции и как организованы управление персоналом и работа на местах. Это важный опыт, переняв который, можно повысить эффективность деятельности отечественных предприятий.
Но приживутся ли на белорусских предприятиях немецкие методы управления? Как ни крути, но от различий в подходах и менталитетах никуда не денешься.
– Приживутся, если проводить подобное ознакомление с лучшей практикой организации бизнес-процессов регулярно, – уверен Александр Цыганков. – Если работать добросовестно и рационально с точки зрения экономики предприятия – все получится. Эта не сложная схема действительно работает. В чем мы убедились, посетив ведущие немецкие предприятия.
Рабочая обстановка на предприятиях в Германии несколько различается от белорусской. Это отметили уже сами студенты.
– В качестве примера можно привести филиал концерна Volkswagen, – уточняет студентка 3-го курса Ирина Евсевицкая. – На выполнение своей работы каждому сотруднику дается определенный отрезок времени. Но в этот промежуток его никто не подгоняет и не напоминает про дедлайн, кроме того, у него есть время на небольшой перерыв или другие необходимые личные дела. Таким образом, работник знает свои обязанности и не нуждается в дополнительных подстегиваниях. Также на немецких предприятиях большое внимание уделяется коллективным обсуждениям, где каждый сотрудник может высказать свое мнение, выступить с конкретным предложением относительно достижения и реализации поставленных задач на определенный момент времени.
– Важную роль на немецких предприятиях играет работа в команде, – дополняет третьекурсница Анастасия Климко – Каждый сотрудник несет ответственность не только за себя, но и за коллегу.
При посещении ассоциации «Объединение транспорта и логистики в Берлине» студенты поинтересовались соотношением в заработной плате сотрудников с высшим образованием и с профессионально-техническим. Решающие критерии размера зарплаты – навыки, способности и самоотдача сотрудника, а не наличие диплома.
– Нередки ситуации, когда человек без высшего образования выполняет свою работу качественнее и с большей охотой, чем его коллега с дипломом вуза. В таком случае, он и получает соответствующее денежное вознаграждение. – добавляет студентка 3-го курса Анастасия Кропис. – Еще один показательный момент в деятельности немецких предприятий – личная мотивация персонала. Каждый сотрудник выполняет свою работу с душой, старается сделать на отлично. В нашей же стране чаще применяют методы внешнего стимулирования, и большая часть работников не стремится улучшить качество своего труда, если за это не положено денежное вознаграждение.
Пусть работника в Германии ценят не только за наличие диплома высшего учебного заведения, но именно немецкое образование, а точнее его организация, закладывает необходимые для сотрудника качества: ответственность, профессионализм и стремление выкладываться на все 100 процентов. Уже с первого курса ты полностью за себя в ответе.
– С первого учебного дня студентов уже приучают к самостоятельности и ответственности, – рассказывает студентка 3-го курса Виктория Бунас. – Так, студент сам определяет количество дисциплин для изучения в семестре, исходя из своих возможностей и в соответствии с интересами и целевыми ориентирами. Наверное, в этом причина той самой знаменитой педантичности и, как следствие, высокого качества работы, продукции и маркетинга в целом.
– Высшее образование в Германии – это, в первую очередь, возможность для студентов получить необходимые профессиональные знания, нежели обязательное требование при трудоустройстве. – добавляет декан факультета маркетинга и логистики БГЭУ Александр Цыганков. – Сегодня необходимость впитывать знания, понятие их востребованности в последующей профессиональной деятельности, появляется у все большей части и наших студентов. Можно выделить и еще один аспект – в Германии нет массовой подготовки специалистов, какая наблюдается в белорусских вузах. А это тоже немаловажный фактор в обеспечении высокого качества подготовки.
Не секрет, что многие белорусские студенты видят свое будущее исключительно в Европе. Но каковы в действительности перспективы трудоустройства наших выпускников в странах Евросоюза?
– Подготовка и возможности успешных белорусских студентов не отличаются кардинально от европейских, – поясняет Александр Цыганков. – Белорусские студенты могут составить серьезную конкуренцию в процессе обучения своим немецким коллегам. Я это увидел на примере университета в городе Миттвайда, с которым у БГЭУ существует программа обучения с выдачей «двойных дипломов». Наши студенты достойно представляют факультет, более того – лидируют по некоторым направлениям учебной деятельности и тем самым зачастую стимулируют немецких сокурсников.
Подобные образовательные программы дают белорусским студентам шанс найти свое место под европейским солнцем. Но это, как выясняется, отнюдь не главное. Студенты возвращаются на родину и стараются реализовать здесь полученные навыки.
– Эта поездка дала нам увесистый багаж знаний, – отмечает Анастасия Климко. – Не только в контексте будущей специальности маркетолога, но и в расширении кругозора и развитии немецкого языка. (Не зря общение с носителями иностранного языка называют самым продуктивным и полезным методом изучения. – Прим. авт.) И весь этот багаж мы можем и должны применять в нашей стране. Задача нашего поколения как раз в том, чтобы сделать лучше и белорусскую систему маркетинга, и экономику страны в целом. Это можно осуществить с помощью европейского опыта.
Суть образовательных поездок еще раз поясняет декан факультета маркетинга и логистики БГЭУ.
– Цель образовательной поездки – не вывезти студента из Беларуси и показать, мол, вот там, в Европе, есть чем заняться, – уточняет Александр Цыганков. – Суть в том, чтобы наши ребята получили новые знания в своей профессиональной области и потом могли применить их в своей стране.
– Цель данной программы – дать возможность иностранным студентам углубить страноведческие знания о Германии, получить представление об её научной, экономической, политической и культурной жизни, придать новый импульс профессиональным контактам – дополняет коллегу Ларс Шмидт. – Также эта программа призвана способствовать укреплению контактов между немецкими и иностранными вузами, а также развитию личных связей между немецкими и иностранными учеными и студентами. Важно взять то лучшее, что есть в каждой из двух стран и объединить.
Сегодня Германия рассматривает белорусский рынок как перспективного партнера, продолжает Ларс Шмидт. Показателем интенсивного обмена опытом, обмена бизнесом, если так можно выразиться, выступает Белорусско-немецкий экономический клуб, Информационный центр немецкой экономики (дочерняя структура Немецкого союза промышленно-торговых палат, которая реализует в Беларуси концепцию DEinternational по оказанию коммерческих услуг немецким и белорусским предприятиям, заинтересованным в налаживании делового сотрудничества. – Прим. авт.).
Фото из архива Александра Цыганкова