Чем короче слоган, тем понятнее народу. Почему лозунгам и баннерам в СССР придавали огромное значение
По мере обретения советской властью величия, осознания собственной незыблемости, все более очевидным становился запрос на гигантоманию в сфере продвижения политических идей. Об истории советских пропагандистских баннеров читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Больше – лучше
Каким образом формировать лояльность масс к себе и влиять на становление мировоззрения с помощью идеологических и политических лозунгов, большевики поняли еще во время революции 1905–1907 годов в России. Чем короче слоган на кумаче, тем понятнее народу. Например, клич из одного слова «Долой!» не требовал продолжения. Было ясно, что делать, кого свергать и о чем речь. Понимая силу слова на транспаранте и даже на рекламной тумбе, новая власть сразу после Октябрьской революции, в ноябре 1917-го, приняла декрет «О государственной монополии на объявления».
Тем не менее 1920-е можно назвать самыми яркими годами в истории СССР в контексте наглядной агитации, особенно после начала НЭПа в 1921-м.
Коммерческие надписи и плакаты «Нигде, кроме как в Моссельпроме», «Несите рублики, купите бублики» смешались на улицах с политическими призывами на алых растяжках: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», «Религия — яд, береги ребят». Конечно, все это было талантливо, на злобу дня, однако весьма кустарно и на скорую руку.
В 1932 году на площади Свердлова в Москве (сегодня Театральная площадь) установили огромные (высота — 25 м, ширина — 9 м) баннеры с изображениями Ленина и Сталина. Это высота примерно восьмиэтажного дома. Через некоторое время нечто подобное появилось на здании ГУМа, Центрального телеграфа. Примечательно, что в Белокаменной это были не рисунки живописцев, а коллажи, сконструированные Густавом Клуцисом с помощью фотомонтажа.
Союзные республики тут же откликнулись. В Минске на только построенном Доме Правительства установили гигантский портрет Сталина в полный рост. Правда, не фотографический, а живописный. Обратите внимание на снимок. Портрет в несколько раз выше и массивнее памятника Ленину, стоящего перед ним. Вот так расставляли приоритеты, формировали сознание масс!
Магия иллюминации
В повести Михаила Булгакова «Роковые яйца» столица Союза залита светом неоновой рекламы. Конечно, это не было правдой. Произведение фантастическое, написано в 1924 году, а события в нем происходят в 1928-м. Подсвеченная реклама существовала еще в Российской империи. Но только в 1930-е, после поездки советских руководителей в США, в СССР оценили воздействие светящегося пиара в вечернее время. И конечно, поняли: подобное можно применить в пропаганде. Еще до начала войны в Москве и больших городах по краю крыш первых высотных домов начали появляться огромные лозунги, например «Наша цель — коммунизм!» С наступлением темноты они мерцали алым, были видны издали.
Порой эти россыпи огней на крышах являлись не пропагандой, а действительно рекламой, к примеру лимонада (см. фото). Вообще, плакатное продвижение продовольствия, соков, вод и даже призывов отдыхать в советских здравницах по окончании НЭПа никуда не исчезло. Однако его задвинули на второй план, на задворки пропаганды.
Два актуальных слогана
Уже после Великой Отечественной в Минске случилась метаморфоза. В 1954 году напротив железнодорожного вокзала построили «Ворота города» с двумя симметричными пятиэтажными корпусами. Казалось бы, самое место разместить на их крышах соответствующие моменту правильные слова. Но, к удивлению многих, дом № 13 на ул. Бобруйской (высотка слева, если стоять лицом к «Воротам города») украсил слоган «Покупайте плодоовощные консервы». На близнеце, здании № 15, появился тоже рекламный, а не идеологический слоган. Все дело в переходном периоде. Сталин умер, в Кремле делили власть, а до шлифовки пропаганды в новых условиях руки еще не дошли. Поэтому выбрали самый простой и ненаказуемый путь. В конце 1950-х пиар консервированных овощей заменили на текст, рекомендующий летать самолетами «Аэрофлота». Не то чтобы монополист авиаперевозок нуждался в продвижении, но все же у него был конкурент: железная дорога. Ближе к отставке Хрущёва, в 1964 году, видимо, спохватились. На доме № 13 засветилась надпись «Выше знамя пролетарского интернационала!». А на здании № 15 — «Слава КПСС!». К концу 1970-х «Ворота города» украсили политически нейтральные фразы «Мы дружбою, братством, единством крепки», «Сардэчна запрашаем у горад-герой Мiнск». На доме № 17, расположенном напротив автовокзала, засиял призыв вызывать такси по номеру 0-61.
Главный корпус БГУ украшала надпись «Слава перадавой савецкай навуцы!». Потом конструкцию из букв перенесли на колоннаду Академии наук БССР. Правда, слово «перадавой» не поместилось по габаритам.
К юбилеям Ленина, очередным празднованиям Дня Октябрьской революции, съездам партии фасады домов периодически украшали гигантские плакаты, напоминающие о событиях. Иногда вдоль улиц можно было увидеть баннеры с изображениями Леонида Брежнева и цитатами из его речей. Но в позднем СССР на эти агитки обращали все меньше внимания. Правда, были те, что по-прежнему находили отклик в душах минчан: речь о слоганах о мире и призывах к нему, а также о взывавших помнить павших в Великой Отечественной войне.
Читайте также:
Почему многие подростковые зимние забавы времен СССР сочли бы сегодня экстримом или даже безумием
Что такое телеграмма, и почему такой вид связи пользовался огромной популярностью в СССР
Как в СССР использовали азарт граждан: «Кто возьмет билетов пачку, тот получит… водокачку»
Подсказал Гайдаю, как могут выглядеть Трус, Балбес и Бывалый. Как сложилась судьба Феликса Ясюкевича
Смотрите также:

