Чем новогодняя смена машиниста электропоезда метро отличается от рядовой

В метрополитене Николай Горбовец трудится 14 лет. За это время ему как минимум 7 раз доводилось встречать Новый год за пультом состава электропоезда, курсирующего по первой линии. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал у машиниста, каково это работать в новогоднюю ночь и в чем главные отличия от рядовой смены.

Руководство депо «Московское» старается чередовать графики машинистов, чтобы раз в два года они могли встретить праздник в кругу семьи или друзей. Скидок нет даже для ветеранов подземки. В числе последних и дядя Н. Горбовца машинист электропоезда с 1987 года Сергей Бержанин, по стопам которого и пошел племянник.

— Подготовка к работе в ночь на Новый год ничем не отличается от других дней, — отмечает Николай. — Смена длится не более 7 часов, дежурство начинается в 17:00 и позже. Обязательный и углубленный медосмотр — к здоровью машинистов особые требования. Ведь в часы пик они ответственны за жизни до полутора тысяч пассажиров — именно столько вмещают пять вагонов. Если после окончания смены нужно вскоре снова выходить на работу, отдыхаем несколько часов в электродепо или на линейной станции («Купаловская»), затем опять отправляемся к медику. К слову, для восстановления машинистов и машинистов-инструкторов созданы поистине домашние условия в Доме отдыха локомотивных бригад: двух- и четырехместные спальни, душевая, умывальник, комнаты приема пищи, телевизор, холодильник, СВЧ-печь. Есть даже тренажерный зал, правда, сейчас он на ремонте. Но размяться вполне можно и за теннисным столом.

По словам Николая, интервал движения поездов в Новый год зависит от пассажиропотока. Вечером он самый большой, ближе к полуночи доходит до нескольких человек, а после 01:00 возрастает. Кто-то отправляется на елку, мероприятие, к родственникам и друзьям, а кто-то уже возвращается домой. У многих пассажиров после часа икс настроение приподнятое. В вагонах часто звучит музыка, поют песни, иногда танцуют. Случается, пассажиры стучат в кабину машиниста или обращаются по экстренной связи: поздравляют, предлагают конфеты, фрукты и… сочувствуют. По инструкции машинист не должен открывать дверь кабины, но порой вынужден проверить, все ли в порядке в составе. На конечных станциях «Малиновка» или «Уручье» он также обязан выйти и проверить ближний вагон, остальные четыре контролирует дежурный по приему и отправлению поездов. На случай форс-мажорных обстоятельств в салонах работают видеокамеры, информация с которых предоставляется службе безопасности метро или органам внутренних дел. За годы дежурств Н. Горбовца в новогоднюю ночь происшествий в его поездах, к счастью, не случалось.

— В салоне, конечно, может всякое произойти, — говорит собеседник. — В этот период многие более раскованные, нередко в состоянии легкого опьянения. Но последних строго отслеживает служба безопасности и вежливо предлагает воспользоваться услугами другого общественного транспорта либо такси. Человек также может утомиться и заснуть… В новогоднюю ночь пассажиры чаще теряют телефоны, забывают сумки, головные уборы… Но в любом случае в соответствии с должностной инструкцией машинист обязан вызвать работников службы безопасности. Если же в салоне намусорено, а это чаще всего пустые пакеты, информирую диспетчера. И уже на первой отправной станции состав ожидает сотрудник, который оперативно наводит порядок.

Ровно в полночь 31 декабря диспетчер по рации поздравляет всех работающих машинистов. Если у Николая в это время пересменка, то он, взяв торт, фрукты и сладкие напитки, вместе с коллегами встречает Новый год в комнате отдыха подземки. Если же смена завершилась до боя курантов, торопится домой к семье, где супруга Марина и 13-летняя дочь Ника уже приготовили праздничный стол.

Вероятно, Николаю Горбовцу доведется управлять и современными составами предприятия «Штадлер Минск». Их сейчас тестируют и готовят к эксплуатации с начала 2020 года на второй линии, а затем и строящейся третьей линии.

Фото автора

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ