Чем объяснить обилие зарубежных продуктов питания на отечественном прилавке

Олег Пахолкин
Автор материала:
Олег
Пахолкин

Удельный вес продовольственных товаров отечественного производства в общем объеме товарооборота торговых организаций Беларуси в 2020 году должен быть не менее 80–85 %. Такие рекомендации еще в феврале сделало Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Достижение этих цифр позволит соблюсти положения доктрины национальной продовольственной безопасности. Все верно. Кроме, пожалуй, кофе, чая и цитрусовых, все остальное белорусский крестьянин производит. А вот может ли он пробиться на прилавок — это еще вопрос. Как считает исполняющий обязанности председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов, на внутренний рынок пришли крупные игроки, а когда в 2013–2014 годах государственное регулирование ценообразования в основном было отменено, началась стремительная поляризация торговли. В результате сегодня мы получили практически монополию десятка иностранных ритейлеров и, соответственно, большую долю импорта. Причем того импорта, без которого вполне могли обойтись. Правила торговли в стране либеральны, а крупный игрок всегда имеет конкурентное преимущество. В его активе множество маркетинговых инструментов, которых лишены остальные. Белорусские торговые сети, точнее, цепочка «производитель — поставщик — продавец» в борьбе за покупателя проигрывают. Еще один немаловажный момент, по словам В. Маргелова, объясняющий обилие зарубежных продуктов питания на отечественном прилавке: их производство обходится дешевле. Западный производитель имеет чуть ли не отрицательную ставку кредитования, себестоимость сельхозпродукции в пересчете на валютный курс у него ниже. А есть еще такая хитрая штука, как собственная торговая марка. То есть белорусская компания заказывает где-нибудь в Венгрии маринованные огурчики, а продает их уже от своего имени. Фактически, это тоже импорт.

В итоге мы имеем следующую ситуацию. Отечественному сельхозпроизводителю сегодня тяжело, переработчик чувствует себя более или менее сносно, зато ритейлеру-монополисту совсем хорошо.

Не будем забывать и про успехи химии. Производство продуктов питания превратилось в прикладную науку. В российском Белгороде выстроены свинокомплексы-миллионники. За полгода там выращивают свинью в 100 кг. По санитарным нормам к мясу не будет никаких претензий. Но это «пакля» без вкуса и запаха, имитация натуральной свинины. И сейчас таких продуктов выпускается тьма.

Наконец, самое главное, а именно рекламное оболванивание потребителя.

Та реклама, которая за многие годы как танком прошлась по нашим головам, буквально отучила нас от здоровой пищи. Да и сегодня посмотрите, что предлагают потребителю. Новые бульонные кубики, которые, наконец, уж точно сделаны только из натуральных ингредиентов. Стесняюсь спросить, а раньше из чего их делали? Сегодня никто не объясняет покупателю, что тушенка которая в жестком дискаунтере стоит 1 рубль за банку, априори не может быть хорошей. Мы в своем роде заложники собственного качества. Покупатель видит низкую цену и считает, что в банке почти такая же тушенка, которую выпускают белорусские заводы. Человек рад: мол, какие молодцы, дешево завезли. Причем многие, особенно не искушенные покупатели, будут наступать на одни и те же грабли много раз.

Что же делать по итогу? Здесь нужны грамотная политика, работа с населением, если хотите, воспитание патриотизма, считает В. Маргелов. В той же Польше или Германии жители всегда предпочтут приобрести отечественный продукт, потому что таким образом поддержат своего производителя. Жить следует по средствам. Если сегодня мы будем продолжать кормить иностранного фермера и ритейлера, то богаче от этого не станем.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое