Чем удивляет выставка «PRO-котов» в Национальном центре современных искусств

В Национальном центре современных искусств заработал новый выставочный проект — «PRO-котов». Неоднозначность названия, важность использования QR-кодов, уникальные интерпретации и свежий апельсин как изюминка экспозиции — обо всем этом в репортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».

Просканируйте QR-код

Когда приходишь на выставку, практически целиком посвященную котам, в голову первой приходит такая мысль: кот — это не просто четыре лапы, усы и хвост. Кот — это совершенно уникальное создание, которое мы обожаем вопреки всем дурным особенностям его характера. В этом ощущении меня поддержала руководитель отдела рекламы и спецпроектов Александра Голышко. Рассказывая о сути задумки, она упомянула вот что:

Почему коты? Просто котов любят все, а даже если и не все, коты — это забавно. Поэтому если кто-то не приветствует их, это значит, что есть загадочная история, которая объясняет причину такого отношения.

В НЦСИ рассказали, что этот проект был отчасти вдохновлен одной из выставок 2020 года — «Джаз! Весна! Коты», она занимала два этажа и отражала все три темы, заявленные в названии. «PRO-котов» сконцентрирована в одном помещении, зато отличается неклассической экспериментальной экспозицией, которую выстроил лично директор центра Сергей Криштапович. Впрочем, цветы здесь тоже есть, как и предвкушение солнечной поры и ожидание рождественского чуда; одна из двух представленных работ Елены Шатило так и называется — «Калядны цуд».

— А вон там у нас настоящий апельсин, — говорит А. Голышко, с улыбкой кивая в сторону картины Поляковой Ольги «Кот-златоуст, помойный, обыкновенный»: под холстом висит сетка с пластиковыми стаканчиками, среди которых виднеется ярко-оранжевый фрукт. Когда испортится, наверное, выбросим.

На выставке собраны картины художников, ранее участвовавших в «Джаз! Коты! Весна!», — они с удовольствием предоставили организаторам возможность еще раз экспонировать их работы. Также есть новые произведения, написанные специально для проекта уже в 2021 году: к ним относятся холст Елизаветы Хихлушки «Весна» и коллаж Ольги Мироновой «Игра».

— Мы долго думали над названием, — говорит Ольга Земскова, художественный руководитель в НЦСИ. Решили обратиться к IT-сленгу, так как он придает слову PRO совершенно другую идею. Если написать его русскими буквами, то всё однозначно, а латиница — это уже про цифровизацию, диджитализацию и др. Таким образом мы как бы продвигаем наши выставки, потому что PRO — это часть маркетинга и рекламы.

— Сейчас нами также активно внедряются QR-коды, чтобы показать изменения в форматах проектов. Используем их в действующей выставке «Альтернатива», здесь тоже, — объясняет мне Александра. Интерактивные элементы позволяют глубже «проникнуть» в произведение. Для этой выставки, допустим, мы записали комментарии не только авторов работ, но и интерпретации приглашенных актеров, музыкантов и прочих. Это интересно, потому что у творческих людей всегда особое видение искусства. С другой стороны, чужая интерпретация в любом случае позволит зрителю иначе оценить картину.

О. Земскова рассказывает, что применение технологий — это еще и преимущество во время пандемии, так как любой человек, даже если он сознательно не посещает публичные места, может зайти на специально разработанный для выставки «PRO-котов» сайт и познакомиться со всеми картинами и сопровождающими их аудиогидами. Так что в дальнейшем QR-кодами планируется дополнить все экспонаты, которые пока их не имеют.

«Ты кто?»

Вдохновленная интересной беседой, я прошлась по залу, насладилась пониманием того, что буквально из каждого уголка на меня смотрят коты. Обратила внимание на экспозицию — как и сказала Александра, она действительно очень нестандартная: картины на одной из стен висят не в ряд, как это принято, они напоминают лоскутное полотно — пэчворк.

В центре композиции — большое полотно Юрия Нестерука с очень символичным, на мой взгляд, названием «Ты кто?»: серьезный кот сморит прямо на меня желтыми глазами. Вокруг него же, словно обрамление, размещены другие произведения: холст «В пути» Виктории Миганович (мисс Беларусь — 2015), «Снежный день» Алены Кошеленко…

Слушаю аудиогиды — сканирую QR-код в соответствии с инструкцией, предварительно подключив наушники. Кот Василий посередине стены не отрывает от меня взгляда, и в качестве эксперимента я решаю придумать собственную интерпретацию произведения. Выбираю неожиданно для себя картину А. Кошеленко: кот сидит на подоконнике и увлеченно наблюдает за яркой голубой бабочкой.

Что же могло привести к этой мизансцене? За окном холодная пора и навалено сугробов хрустящего снега, а в деревянном доме в камине потрескивают дрова — он точно стоит на отшибе, ведь не видно соседних зданий или деревьев! Бабочка, которая спряталась в какой-нибудь щели еще осенью, вдруг очнулась от приятного тепла и вылетела из своего убежища на оранжевый свет. Такое бывает: в детстве бабушка рассказывала мне похожую историю… Нового обитателя дома замечает кот, но он так отвык видеть насекомых, на которых летом охотился, что приближается и смотрит, изучает.

Я не знаю, что в действительности происходит на холсте, но разве не это одна из основных целей искусства — побуждать зрителя фантазировать и додумывать?

Взгляд изнутри

После посещения выставки мне захотелось узнать, что сами авторы вложили в свои произведения, насколько их видение отличается от возможных интерпретаций. С помощью сотрудников НЦСИ я пообщалась с несколькими художниками, и оказалось, что ассоциации действительно уникальны.

Елизавета Хихлушка, автор картины «Весна во дворе», объяснила, что ее работа связана с тематикой выставки не напрямую, а через тему весны, в том числе через параллель с мартовскими котами.

— Моя направленность как художника — это архитектура, я в основном изображаю здания наших городов, панельные районы, — поделилась задумкой Елизавета. — Здесь изображена хрущевка. Я хотела показать дворовое пространство вокруг дома в период самого начала весны, когда только растаял снег, везде грязь — на холсте как раз не видно четких дорог. Зелени тоже нет. Конечно, можно увязать идею с котами, предположить, что они живут в подвалах здания и сейчас выбираются на улицу. Но во время работы я еще думала о разном отношении к весне: для кого-то это причина злиться, ведь всё растаяло, не пройти и не проехать, а кто-то смотрит более позитивно, ждет лета и солнца.

О. Миронова, представившая на выставке коллаж «Игра», обратила внимание на философский подтекст, который вложила в произведение.

— Я назвала его «Игра», потому что там изображена царапина, переходящая в клубок нити. Во-первых, таким способом я хотела отойти от образа кота и представить его через абстрактные символы. Однако также рассчитывала поднять жизненные вопросы. Например, где находится грань развлечения? Как нам почувствовать, когда остановиться, завершить игру, чтобы коготь не соприкоснулся с поверхностью? — размышляла Ольга. Здесь получилась знаковая форма… чтобы смотреть и осознавать: клубок — это веселье, которое однажды может закончиться не очень хорошо.

Справочно

Посетить выставку можно в НЦСИ по адресу: ул. Некрасова, 3, до 28 марта 2021 года. Все аудиогиды доступны к прослушиванию на сайте https://gameofthe.city/art.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ