Чем удивляют на новой тематической экскурсии в музее истории Великой Отечественной войны

Почему немцы называли По-2 «дежурный ефрейтор», как разжечь костер на партизанском аэродроме и что находится внутри Ли-2, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал на новой экскурсии «Самолеты летят к партизанам».

В фойе Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны участников ждет заведующая сектором научно-методической работы Татьяна Политыко. Сегодня она будет нашим гидом. Тематическая экскурсия «Самолеты летят к партизанам» сезонная. Проводят ее сотрудники музея по предварительной записи с мая по октябрь. Рассчитана на группу до 10 человек. Как раз подходит для большой семьи. По времени занимает 45 минут, так что даже дети не успеют устать.

Тематическая экскурсия «Самолеты летят к партизанам» посвящена нашим двум экспонатам, – говорит Т. Политыко. – Это биплан У-2 и транспортный Ли-2. Последний помнят многие минчане и даже считают одним из символов музея. Первоначально он стоял на открытой площадке за старым зданием, а затем переехал сюда.

Начинается экскурсия в зале «Дорога войны». Наш гид вначале проводит вводную: краткий рассказ о первых днях войны и зарождении партизанского движения. Затем идем к парящему в середине зала У-2 (после смерти конструктора Поликарпова в 1944 г. самолет в честь его создателя переименовали в По-2). Вот тут и начинается самое интересное. Биплан У-2 – настоящая рабочая лошадка. Его разработали для первоначального обучения советских летчиков. Этот самолет прощал даже грубые ошибки пилота, в штопор его можно было ввести только преднамеренно, и он легко выходил из него.

Рассказывать об У-2 можно бесконечно. Интересных фактов о нем – миллион. Например, в 1930-е годы с них отстреливали расплодившихся волков. Полюбили его как военные, так и пожарные, лесники, медики. Медленный, деревянный, продуваемый всеми ветрами. Казалось, что может дать такая машина фронту? Письма и газеты на передовую доставлять да офицеров в штаб и обратно возить. Оказалось, что гораздо больше. Советские пилоты смекнули, что днем У-2 – просто идеальная мишень для вражеских ПВО и истребителей. Зато ночью практически неуязвим. Малая скорость оказалась преимуществом. Бомбы, которые первоначально крепили на самодельные держатели, почти всегда попадали в цель. Засечь «рус фанерен» радаром было невозможно – деревянный. А главное: ему нужно было всего 100 метров ровной поверхности, чтобы сесть или взлететь.

Интересные факты, но маловато. Вскоре Татьяна Политыко начинает лишь отвечать на многочисленные уточняющие вопросы экскурсантов. Как на нем перевозили раненых, где висели бомбы, как и куда приземлялись, сколько раз за ночь летали? Казалось бы, обычный кукурузник, но через несколько минут экскурсии он предстает в совершенно другом амплуа. Теперь это незаметный герой Великой Отечественной, воевавший с первого и до последнего ее дня. Терзавший немцев на переднем крае, снабжавший всем необходимым партизан в белорусских лесах и болотах.

Первая половина экскурсии подходит к концу. Нужно идти на «партизанский аэродром», а туда без пропуска не попадешь. Чтобы его получить, нужно выполнить задание по итогам первой части. Взрослым – на логику: определить, как называли У-2 советские и немецкие воины. Например, одно из прозвищ – «дежурный ефрейтор». Так окрестили самолет немецкие пехотинцы за то, что он постоянно будил их ночью, словно ефрейтор, трубящий подъем. Ну а детям нужно собрать пазл.

С пропусками идем к Ли-2. Нас встречает «комендант аэродрома» – научный сотрудник Андрей Малец. Он проводит интерактивную часть экскурсии. Вначале учимся по каталогу устанавливать, какой самолет пролетел над лесом. В руках папка с фотографиями авиатехники СССР и Германии. Нужно определить, как выглядят эти самолеты с земли. В помощь стенд с профилями. Интересное задание. Некоторые машины у обычных экскурсантов вызывают даже споры. И наш Ли-2. Нужно подготовиться к его посадке – обозначить полосу. Для этого необходимы сигнальные костры. Тренируемся складывать разные виды. Каждому участнику достается свой. Вот и апофеоз – самолет сел и можно подняться на борт.

Очень познавательная и интересная экскурсия, – делится впечатлениями участница «Самолеты летят к партизанам» Людмила Гарапучик. – Узнала столько нового про эти самолеты. Очень понравилось, что было действие в игровой форме, мы не просто стояли возле экспонатов. Задания несложные и веселые. Подходят и детям, и взрослым.

После завершения экскурсионной программы остается время для фотосессии возле Ли-2 и в его салоне. И памятный подарок группе – ложка как символ семейного единства.

 

ТОП-3 О МИНСКЕ