Чему учат в минской папа-школе, и как занятия меняют взаимоотношения в семьях

Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, чему учат в папа-школе и как занятия меняют взаимоотношения в семьях.

Первые папа-школы появились в Швеции в середине 80-х годов прошлого века. Их начали создавать, чтобы повысить вовлеченность отцов в воспитание детей. Проект оказался успешным. Теперь каждый шведский мужчина, готовящийся стать папой, считает своим долгом пройти обучение. А опыт работы в этом направлении позаимствовали во многих странах.

Не стала исключением и Беларусь. В столице папа-школы работают на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей и территориальных центров социального обслуживания населения. Есть они и в других городах страны. Их функционирование в рамках белорусско-шведского проекта обеспечивает республиканское благотворительное общественное объединение «Клуб Львов».

— Пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Теперь занятия проводим не только стационарно, но и онлайн, — на платформе Zoom. В общей сложности сейчас занимаются пять групп, — рассказывает модератор папа-школы Евгений Уласевич, сам отец 8-летней дочки.

Занятия проходят раз в неделю, курс включает в себя в среднем 6–8 встреч.

Обучение бесплатное. Записаться в папа-школу могут все желающие. Для этого нужно заполнить заявку на сайте papa-school.by.

Евгений Уласевич с дочкой

Среди участников папа-школы преобладают отцы, которые ждут первенца. И это неудивительно, ведь у них в преддверии счастливого события возникает много вопросов. Но приходят также мужчины, уже имеющие ребенка, и даже не одного. Запросы у них самые разные. Для кого-то это трудности в выстраивании коммуникации с сыном или дочкой в подростковом возрасте. А кто-то имеет проблемные отношения со старшим ребенком и хочет избежать повторения аналогичного сценария с младшим.

Ведут группы модераторы, специально обученные для работы по тематике ответственного отцовства. Они не учителя в классическом смысле этого слова. Едва зайдя в зал, где проходят занятия, сразу обратила внимание: здесь нет привычных атрибутов школы с отдельными местами для наставника и учеников. Сидят модератор и участники кругом, их общение выстраивается как открытый диалог. Модератор дает определенную базовую информацию, но в целом упор делается на групповую работу — обмен мнениями, мыслями, опытом.

— Темы обсуждаем очень разные, исходим из запросов самих участников. Например, будущих отцов интересуют вопросы ухода за ребенком, выстраивания взаимоотношений в семье после его рождения, распределения обязанностей. Поднимается тема партнерских родов. Причем зачастую обозначается проблема — мужчина хочет присутствовать при рождении ребенка, а женщина против, и он не может ее переубедить. В то же время у состоявшихся отцов вопросы другие, больше про воспитание. Говорим о том, как выстроить с ребенком доверительные отношения, почему неприемлемы насильственные методы воспитания, сколько времени детям разного возраста стоит отводить для гаджетов и о многом другом, — рассказывает Евгений.

Хотя школа и имеет приставку «папа», много говорят здесь и о роли мужа. Обсуждают аспекты межличностных отношений супругов, способы конструктивно разрешать неизбежные для любой семьи конфликты. Многие участники отмечают, что полученная на занятиях информация помогла улучшить взаимоотношения с женой, лучше ее понять.

Сложные, острые вопросы поднимают на занятиях мужчины, пережившие развод. Их волнует проблема, как остаться важным человеком в жизни ребенка, когда больше не живешь с ним под одной крышей, особенно если бывшая супруга общению препятствует. Обсуждают, где лучше проводить встречи, как сделать их более наполненными.

Евгений Живлюк с сыном

— Некоторые участники группы признавались, что одна из причин, по которой они пришли в папа-школу, — отсутствие позитивного отцовского примера. Отношения с собственными отцами оставляют желать лучшего, и они боятся повторения такого же сценария в своей семье. Так вот по мере занятий происходит переосмысление в том числе и этого аспекта. Участники проекта отмечают, что по-другому посмотрели на многие моменты, и отношения с отцами начали налаживаться, — продолжает Евгений Уласевич.

Если в целом папа-школа мало напоминает классическое учреждение образования, то один атрибут их все-таки роднит. Здесь также есть домашние задания. Например, составить таблицу своей вовлеченности в исполнение семейных обязанностей и сравнить ее с занятостью на данном поприще супруги. Или час погулять всей семьей в парке. Оценок за исполнение «домашки» в папа-школе, конечно, никто не выставляет. Нет здесь и выпускного экзамена. Эти функции возьмет на себя сама жизнь. И, как лучший учитель, будет беспристрастна…

Слово отцам

Евгений Живлюк, трудится в сфере IT-технологий:

— О том, что в Минске есть папа-школа, узнал от друзей. Сразу решил, что хочу в нее записаться. Сначала в школе, потом в вузе мы изучаем бесчисленное множество предметов. Но вот быть отцом нас не учили нигде, а ведь именно этот урок самый главный.

Когда пришел в папа-группу, сыну уже исполнилось 8 лет. Хотелось, чтобы наши отношения были более доверительными, искренними. Здесь я почерпнул много полезной информации, которую стал применять в своей семейной жизни, что принесло очень хорошие плоды. Более того, переосмыслил отношения с отцом, понял, как много он мне дал в процессе воспитания.

Рад возможности теперь уже вести папа-группы в качестве модератора, делиться знаниями и опытом. Всегда с болью смотрю на семьи, где отец есть, но практически никакого участия в жизни ребенка не принимает, все сводится к роли добытчика. Человек пропускает важное для налаживания отношений время, которое потом не вернешь и ничего уже не исправишь. Уверен, что ни один выпускник папа-школы такой ошибки не допустит.

Евгений Красницкий, работает в сфере проектирования зданий и сооружений:

— Когда у нас 5 лет назад родился ребенок, супруга предложила мне присоединиться к папа-чату в вайбере. Там выкладывали довольно интересные статьи, видеоролики по теме ответственного отцовства. Решил пойти дальше и поучаствовать в папа-группе. Занятия понравились, записался еще на один курс. А потом мне предложили пройти обучение и стать модератором. Теперь веду занятия сам.

В первую очередь мужчина в группе имеет возможность выговориться. Это как своего рода психотерапия. В мужской среде не очень принято углубленно обсуждать вопросы воспитания детей, взаимоотношений в семье. А в папа-группах это нормальная практика. Здесь получаешь новые полезные знания, информацию к размышлению. Да, в Интернете есть много хороших материалов по теме, но ты почитал и через минуту забыл. А когда участвуешь в работе папа-школы, информация откладывается намного глубже и становится руководством к действию. Конечно, в первую очередь меняешься сам, пересматриваешь свое поведение, ценности. Но вместе с тобой меняется вся семья, и это однозначно перемены к лучшему.

Один из часто дискутируемых в мужской среде вопросов — когда нужно начинать выстраивать с детьми отношения. Ответ очевиден: чем раньше, тем лучше. Когда ребенок еще в животе у мамы, уже можно разговаривать с ним, читать сказки. А после его появления на свет надо стараться проводить вместе как можно больше времени. Чем позже, тем сложнее будет начать диалог. Иногда говорят: с 3 лет займусь, когда заговорит. Так ребенок в 3 года спросит: «Дядя, а ты кто?»

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ