izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

«Честолюбие взяло верх над многоопытностью». История Бориса Савинкова, «блогера» 1920-х

Исторические параллели. Политический авантюрист и пропагандист-антисоветчик Борис Савинков обладал специфическими способностями дезинформатора. Но иногда даже он признавал жестокую правду жизни. Корреспондент агентства «Минск-Новости» вспоминает историю жизни выдающегося «блогера» 1920-х.

19 polБорис Савинков — личность известная не только в российской истории. Его следы в Париже и Варшаве, Берлине и Лондоне… Профессиональный революционер с крайне жестоким террористическим прошлым, а позже и военный деятель с комиссарским мандатом белого движения после Октября 1917-го стал политическим челноком. Договаривался с европейским политиками, вел закулисные переговоры с советскими деятелями, строил планы по освобождению России от большевиков. Подкреплял, кстати, это делами, активно участвуя в Гражданской войне. И практически всегда занимался пропагандой, возделывал, как сейчас модно говорить, информационное поле.

Недавно газета «Вечерний Минск» (№ 32, 28 июля 2022 г.) вспоминала: из эмигрантских квартир Борис Викторович активно повествовал об ужасах, что творились после Рижского мира на белорусских землях. Якобы бандитизм процветал, еврейские погромы не прекращались и так далее и тому подобное. Кто там в Польше это проверит? А вывод простой и понятный: долой Советы как источник и причину этих адских мучений.

Надо сказать, под редактурой Савинкова газета «Свобода», которая и публиковала такие репортажи, делала это ярко. Недаром же ее вдохновитель, кроме всего прочего, пользовался репутацией незаурядного писателя и публициста. Его очерки о героических белых походах, о военно-революционном пути к так называемой третьей России без ЧК и большевиков находили своего читателя. Представляю, если бы у Бориса Викторовича был в руках смартфон, что бы он сегодня отжигал в «телеге». Блогер был бы еще тот! Тут даже не нужно ничего предполагать. Могла же все та же «Свобода» позволить себе фейк о захвате Минска повстанцами в ночь на 16 апреля 1921 года, сожжении склада боеприпасов, цистерн с горючим и повешением 16 чекистов. И это буквально накануне очередной сессии ЦИК. Как говорится, ври, а кому надо, те обязательно поверят. Ничего не напоминает из сегодняшней повестки? Воистину волшебная сила литературного искусства столетней давности продолжает взращивать последователей. В топку идеологического противостояния (многократно усиленного противостоянием военным, если речь, в частности, о событиях в Украине) идут любые дрова: и сырые, и гнилые. Все сгодится, все сгорит! При этом неприкрытое хамство и гнусные оскорбления — что жидкость для розжига, с которой, как известно, надежнее.

Борис Савинков плохо кончил. По основной версии, выбросился из окна внутренней тюрьмы на Лубянке. До этого написал покаянное письмо о принятии советской власти. До этого был приговорен к смертной казни, но в конце концов получил только 10 лет. До этого, в августе 1924-го, был арестован в Минске. Его красиво выманили из эмиграции, пообещав в инспирированной переписке лидерство в окончательном освобождении России от большевизма. Мол, есть организация, которая видит вас своим вождем. Честолюбие взяло верх над многоопытностью. Савинков заглотил наживку, пересек границу через специально подготовленное окно. Был уверен, что это обеспечили «сочувствующие советские пограничники».

За год до этого он издал роман «Конь вороной» о Гражданской войне с описанием среди прочего всевозможных ужасов братоубийства. И здесь, пожалуй, не соврал. Как оценивали эту и другие книги критики, «Савинков-литератор убивает Савинкова-революционера». Кстати, речь в романе и о событиях на белорусских землях, о рейдах Булак-Балаховича по Мозырщине в 1920-м. В них Борис Викторович участвовал не на последних ролях. Это к тому, что Савинков как предполагаемый автор предполагаемого телеграм-канала, излагая что-то правдиво, в частности, факты кровавой резни, которую чинили балаховцы, отходит от решения собственной идеологической задачи. И хотел бы слукавить, да правду написал. А правда, извините, она правда и есть.

Это все равно что в наше время утверждать, мол, вот борец за свободу и демократию. А как снимет майку — сплошные черепа, свастика да эсэсовские молнии. В последнее время насмотрелись на таких «воинов света»…

Комментировать и проводить параллели можно долго: очень уж фигура Савинкова многогранна. И жестокий бескомпромиссный ум, и ранимая душа, и вообще судьба — сплошная драма… Но как было, так было.

19 pol 1«Чисто сработано», — только и смог он сказать при задержании в Минске. Спецоперация «Синдикат-2» захлопнула мышеловку и на долгие годы обосновалась в учебниках особого назначения. И неправильно, что на доме, где все это произошло, аккурат напротив здания нынешнего Мингорисполкома, до сих пор нет соответствующей информационной доски. Между прочим, знаковая точка на карте города, со смыслом. Противник-то Савинков был серьезный, с перспективой. Недаром следы его в европейских столицах до сих пор не остыли…

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Председатель Мингорисполкома на приеме граждан: планируем приобрести 134 единицы общественного транспорта

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев провел выездной прием граждан в администрации Партизанского района 22 января. С какими вопросами обращались горожане — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

da 3

Один из заявителей работает в столичном медицинском учреждении и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он поинтересовался, есть ли возможность в обозримом будущем построить жилье с господдержкой.

— Сегодня по решению Мингорисполкома комитету здравоохранения предоставлена возможность строительства 107 квартир в Смолевичах в домах № 6, 7 и 10. К возведению последнего уже приступили, а во втором квартале 2025-го начнутся работы по многоэтажке № 7. Это будет благоустроенное жилье по приемлемым ценам с учетом господдержки в хорошем районе города-спутника, где есть необходимая инфраструктура. Кроме того, благодаря удобному транспортному сообщению, можно быстро добираться до Минска, — уточнил В. Кухарев.

По словам другой заявительницы, людям с ограниченными возможностями здоровья или маломобильным гражданам тяжело ездить на общественном транспорте из-за перепадов высоты на входе в автобусы или троллейбусы.

da 1

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov 4 kopiya

— В 2025-м планируем купить 44 электробуса и 90 троллейбусов с автономным ходом, чтобы передвижение по городу стало еще удобнее для пассажиров. Высокопольные модели, которые сейчас курсируют по улицам Минска, заменим на более комфортные аналоги, — отметил В. Кухарев.

Также минчанка рассказала, что не хватает пандусов на входе в ТЦ «Першы нацыянальны гандлёвы дом». Более того, по мнению горожанки, неудобно расположены остановки общественного транспорта в районе торгового объекта.

— Изучим эти вопросы, если проблемы действительно существуют, продумаем оптимальные варианты решений, — резюмировал председатель Мингорисполкома.

da 2

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov kopiya

Представители гаражно-строительного кооператива обратились с просьбой о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 0,0625 га на безвозмездной основе.

— Существуют законодательные нормы, согласно которым не имеем право избавить вас от внесения платежей при узаконивании территории. Поэтому передать в собственность кооператива запрашиваемую площадь нет возможности — закон запрещает это делать. Однако вы можете обратиться в соответствующие службы для официального установления границ земельного участка, — пояснил В. Кухарев.

Жители многоэтажного дома на ул. Червякова рассказали, что после капитального ремонта в здании возникли сложности с фасадом и канализацией в подвальных помещениях. В. Кухарев дал поручение соответствующим службам разобраться в ситуации и решить проблему.

Другие вопросы касались узаконивания самовольной постройки, установления границ земельного участка и деятельности товарищества собственников.

Справочно

Выездные приемы представителей Мингорисполкома — востребованная форма работы. Они проводятся в вечернее время— с 18:00 до 20:00 — для удобства граждан.

Фото Сергея Лукашова

Новые междугородние автобусы будут работать на минском направлении

На минском направлении будут работать новые междугородние автобусы. Их презентовали в Гродно 22 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Межрегиональную ассоциацию перевозчиков.

screenshot 2

Фото https://mapbel.by/

Более десяти современных автобусов китайского производства приобретены для перевозок пассажиров по популярным маршрутам «Гродно — Минск» и «Слоним — Минск». По словам председателя Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксаны Мягковой, в обновление парка инвестировано более 1,5 млн долларов.

Напомним, долгое время междугородние перевозки осуществлялись в основном с помощью маршруток, рассчитанных в среднем на 15 человек. Внедрение современных полноформатных автобусов позволит значительно повысить уровень безопасности и комфорта пассажиров.

Во-первых, на новом транспорте можно будет перевозить больше людей (40–55 пассажиров), что уменьшит проблему с нехваткой билетов в часы пик, например, в праздничные и выходные дни.

Во-вторых, внутри автобуса созданы комфортные условия: удобные сиденья с большим расстоянием между рядами, вместительное багажное отделение, усовершенствованные климатические системы, индивидуальный USB-разъем для каждого пассажира.

Еще одним плюсом станет плавность хода транспорта. Вместе с тем в скорости новые автобусы не уступают маршруткам. Проверка показала, что время в пути не изменилось — добраться из Гродно в Минск можно все также за 3 часа 50 минут.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Андрей Анисимов обратил внимание на имиджевую составляющую в обновлении парка. Он подчеркнул, что новая техника станет вкладом в формировании положительного образа как регионов, так и всей страны.

— Наша главная задача формулируется просто: безопасно, комфортабельно и в кратчайшее время доставить пассажиров к месту назначения. И приобретение новых автобусов — большой шаг в этом направлении. Уверен, что пассажиры оценят новинку по достоинству. Автобусы будут работать на самом загруженном и популярном направлении — минском. Но в целом перевозчики активно обновляют парк техники, задействованный в различных направлениях. Появление новой техники позволяет реагировать на запросы пассажиров, прорабатывать открытие новых маршрутов. В том числе межобластных, — рассказал директор государственного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» Дмитрий Пацуй.

На маршруты новые автобусы выйдут в ближайшие дни, часть из них совершают рейсы в тестовом режиме. Важно отметить, что на стоимость билетов обновление техники не повлияет: цена за поездку останется прежней.