«Честолюбие взяло верх над многоопытностью». История Бориса Савинкова, «блогера» 1920-х
Исторические параллели. Политический авантюрист и пропагандист-антисоветчик Борис Савинков обладал специфическими способностями дезинформатора. Но иногда даже он признавал жестокую правду жизни. Корреспондент агентства «Минск-Новости» вспоминает историю жизни выдающегося «блогера» 1920-х.
Борис Савинков — личность известная не только в российской истории. Его следы в Париже и Варшаве, Берлине и Лондоне… Профессиональный революционер с крайне жестоким террористическим прошлым, а позже и военный деятель с комиссарским мандатом белого движения после Октября 1917-го стал политическим челноком. Договаривался с европейским политиками, вел закулисные переговоры с советскими деятелями, строил планы по освобождению России от большевиков. Подкреплял, кстати, это делами, активно участвуя в Гражданской войне. И практически всегда занимался пропагандой, возделывал, как сейчас модно говорить, информационное поле.
Недавно газета «Вечерний Минск» (№ 32, 28 июля 2022 г.) вспоминала: из эмигрантских квартир Борис Викторович активно повествовал об ужасах, что творились после Рижского мира на белорусских землях. Якобы бандитизм процветал, еврейские погромы не прекращались и так далее и тому подобное. Кто там в Польше это проверит? А вывод простой и понятный: долой Советы как источник и причину этих адских мучений.
Надо сказать, под редактурой Савинкова газета «Свобода», которая и публиковала такие репортажи, делала это ярко. Недаром же ее вдохновитель, кроме всего прочего, пользовался репутацией незаурядного писателя и публициста. Его очерки о героических белых походах, о военно-революционном пути к так называемой третьей России без ЧК и большевиков находили своего читателя. Представляю, если бы у Бориса Викторовича был в руках смартфон, что бы он сегодня отжигал в «телеге». Блогер был бы еще тот! Тут даже не нужно ничего предполагать. Могла же все та же «Свобода» позволить себе фейк о захвате Минска повстанцами в ночь на 16 апреля 1921 года, сожжении склада боеприпасов, цистерн с горючим и повешением 16 чекистов. И это буквально накануне очередной сессии ЦИК. Как говорится, ври, а кому надо, те обязательно поверят. Ничего не напоминает из сегодняшней повестки? Воистину волшебная сила литературного искусства столетней давности продолжает взращивать последователей. В топку идеологического противостояния (многократно усиленного противостоянием военным, если речь, в частности, о событиях в Украине) идут любые дрова: и сырые, и гнилые. Все сгодится, все сгорит! При этом неприкрытое хамство и гнусные оскорбления — что жидкость для розжига, с которой, как известно, надежнее.
Борис Савинков плохо кончил. По основной версии, выбросился из окна внутренней тюрьмы на Лубянке. До этого написал покаянное письмо о принятии советской власти. До этого был приговорен к смертной казни, но в конце концов получил только 10 лет. До этого, в августе 1924-го, был арестован в Минске. Его красиво выманили из эмиграции, пообещав в инспирированной переписке лидерство в окончательном освобождении России от большевизма. Мол, есть организация, которая видит вас своим вождем. Честолюбие взяло верх над многоопытностью. Савинков заглотил наживку, пересек границу через специально подготовленное окно. Был уверен, что это обеспечили «сочувствующие советские пограничники».
За год до этого он издал роман «Конь вороной» о Гражданской войне с описанием среди прочего всевозможных ужасов братоубийства. И здесь, пожалуй, не соврал. Как оценивали эту и другие книги критики, «Савинков-литератор убивает Савинкова-революционера». Кстати, речь в романе и о событиях на белорусских землях, о рейдах Булак-Балаховича по Мозырщине в 1920-м. В них Борис Викторович участвовал не на последних ролях. Это к тому, что Савинков как предполагаемый автор предполагаемого телеграм-канала, излагая что-то правдиво, в частности, факты кровавой резни, которую чинили балаховцы, отходит от решения собственной идеологической задачи. И хотел бы слукавить, да правду написал. А правда, извините, она правда и есть.
Это все равно что в наше время утверждать, мол, вот борец за свободу и демократию. А как снимет майку — сплошные черепа, свастика да эсэсовские молнии. В последнее время насмотрелись на таких «воинов света»…
Комментировать и проводить параллели можно долго: очень уж фигура Савинкова многогранна. И жестокий бескомпромиссный ум, и ранимая душа, и вообще судьба — сплошная драма… Но как было, так было.
«Чисто сработано», — только и смог он сказать при задержании в Минске. Спецоперация «Синдикат-2» захлопнула мышеловку и на долгие годы обосновалась в учебниках особого назначения. И неправильно, что на доме, где все это произошло, аккурат напротив здания нынешнего Мингорисполкома, до сих пор нет соответствующей информационной доски. Между прочим, знаковая точка на карте города, со смыслом. Противник-то Савинков был серьезный, с перспективой. Недаром следы его в европейских столицах до сих пор не остыли…
Смотрите также: