Что белорусы чаще всего покупают в Интернете

По статистике, на долю интернет-магазинов в мире приходятся 7 % розничного рынка. У нас этот показатель пока ниже — около 4 %, но динамика впечатляет, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Республики Беларусь Инна Гаврильчик.

С 2010 года товарооборот интернет-магазинов в Беларуси вырос более чем в 30 раз. По состоянию на 1 января в Торговом реестре зарегистрировано 19,4 тыс. онлайн-продавцов. Деловой инициативе белорусов стоит только аплодировать. И работа у продавца не самая нервная, дистанционная. Ни дресс-кода, ни дежурной фразы: «Пакет брать будете?» Общаться с клиентами можно, восседая на кухне и, извините за подробность, в тренировочных штанах. Однако есть одно но! Мы как покупатели продавцу также не видны. Можем восседать и в тренировочных штанах, зато на нашей стороне Закон «О защите прав потребителей».

БАДы под запретом

Заказ пиццы и доставка продуктов из гипермаркетов на дом занимают незначительную часть в структуре интернет-покупок. Более 80 % заказов приходятся на непродовольственные товары, в том числе бытовую технику, мебель и автотовары. В то же время запрещена продажа алкоголя, включая пиво, табачных изделий, лекарственных средств, БАДов, ювелирных изделий, драгоценных камней, оружия и боеприпасов. С 27 июля, со вступлением в силу антитабачного Декрета № 2, запретят реализацию жидкостей для электронных сигарет.

В социальных сетях продажа любых товаров вообще недопустима. Дело в том, что владельцы сетей и управляющие компании не являются резидентами Республики Беларусь. Для покупателя это чревато тем, что он не попадает под юрисдикцию Закона «О защите прав потребителей», отсутствует возможность предъявить претензию и вернуть товар.

В сведениях о товаре должны присутствовать:

  • наименование;
  • цена и условия оплаты;
  • гарантийный срок (если он установлен);
  • наименование (фирменное наименование), местонахождение изготовителя (исполнителя), при наличии — импортера, представителя ремонтной организации, если изготовитель (импортер) индивидуальный предприниматель — его Ф. И. О. и место жительства;
  • сроки, условия и стоимость доставки товара.

Для чего это нужно? Непредоставление информации — основание для расторжения договора купли-продажи и возврата денег. Более того, если о покупке договариваетесь по телефону, то есть устно, по вашему требованию информацию должны предоставить в письменном виде.

Что должен знать покупатель, приобретая товар в интернет-магазине

Подводных камней немного, но они есть. На сайте магазина должны быть указаны:

— наименование организации (Ф. И. О. для ИП);

— юридический адрес и местонахождение организации (наименование органа, осуществившего государственную регистрацию ИП, место жительства ИП);

— контактные номера телефонов;

— режим работы.

Для чего это нужно? Указанные сведения можно проверить в Торговом реестре Республики Беларусь. Если все совпадает, магазин легален, следовательно, в своей деятельности должен руководствоваться Законом «О защите прав потребителей».

Справочно

  • Приобретая товар в интернет-магазине, обязательно сохраняйте данные страницы, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре.
  • Цена товара должна быть указана шрифтом, размер которого не менее половины наибольшего, использованного в тексте. Это требование к продавцу обусловлено тем, что потребитель должен ориентироваться в первую очередь на стоимость покупки и только потом обращать внимание на прилагаемые характеристики товара.
  • Как покупатель вы должны иметь возможность расплатиться банковской карточкой. Отговорки продавца не принимаются, таков закон. Кроме того, магазинам запрещается устанавливать разные цены на товар в зависимости от формы оплаты — наличной или безналичной.
  • При конфликтной ситуации узнать данные о продавце можно у владельца интернет-площадки. Он обязан оказать покупателю содействие, кроме того, передать продавцу претензии и зафиксировать факт обращения потребителя.

При подготовке использована информация МАРТ и Минского общества потребителей.

ТОП-3 О МИНСКЕ