Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась в рейд вместе с судебными исполнителями и узнала, что грозит должникам за неуплату алиментов.
У входа в отдел принудительного исполнения (ОПИ) Партизанского района встретилась с заведующими секторами Викторией Тупко и Михаилом Гостело, а также судебным исполнителем Анастасией Пелейко. Все одеты по форме. На лацканах курток видеорегистраторы, в руках папки с делами злостных неплательщиков. В полной боевой готовности отправляемся на улицу Столетова, 9. Здесь проживает Леонид: долг по алиментам у минчанина с 2015 года. Ребенок уже 3 года как совершеннолетний, а папа все не погасит задолженность, заметим, немаленькую — 10 248,46 рубля. К сожалению, мужчину дома не застаем.
— Такое частенько бывает, — объясняют служители Фемиды. — Могут даже специально не открыть дверь, еще и ругаются. Говорят таким тоном, словно мы виноваты, что у них долги и неоплаченные штрафы.
Судебные исполнители решают пообщаться с хозяевами квартир на этой же лестничной площадке. Они уж точно должны знать хоть что-то про нерадивого соседа. Ждать долго не приходится, дверь открывает мужчина.
— Не знаете, где ваш сосед? Может, видели недавно? — интересуется Михаил Гостело.
— Болтается где-то, — отвечает жилец и щелкает в области шеи, тем самым намекая, что Леонид тот еще выпивоха. — Ходят к нему разные.
В этот момент открывается дверь другой квартиры, выходит дама в возрасте за 50. Судебные исполнители обращаются к ней, не бывала ли та у должника дома.
— Я с ним не общаюсь и никогда к нему не заглядывала.
Оставляем в двери повестку, по которой жилец может добровольно явиться в отдел принудительного исполнения и на месте погасить задолженность.
— Только есть одно но: платить нужно не наличными, а банковской картой, — отмечает Виктория Тупко. — В отделе есть терминал.
Если должник проигнорирует повестку, то судебные исполнители вынесут постановление, на основании которого сотрудники РУВД в принудительном порядке доставят мужчину в ОПИ.
Пока идем по следующему адресу, Виктория рассказывает, что за 4 года работы насмотрелась всякого:
— Однажды угрожали через коллег, мол, если еще раз увидят возле дома, мне не поздоровится. К сожалению, определить, кто выступал в роли «доброжелателя», не смогли. Скорее всего, это был не сам должник, а его товарищ.
По адресу: Авангардная, 54, проживает 31-летний Дмитрий. Дверь открывает мать должника.
— Сын на работе. Трудится уже третью неделю, — отдувается за взрослого мужчину минчанка. — На днях давал мне деньги на алименты. Вот квитанция.
В ней указана только половина месячного платежа. За два года нерадивый папаша удосужился выделить для своего ребенка деньги всего лишь во второй раз. А долг набежал 4 419 рублей. Поэтому судебные исполнители осматривают жилье и выясняют, кому принадлежат те или иные вещи. Трехкомнатная квартира выглядит вполне прилично: сделан хороший ремонт, чисто. В комнате молодого человека встроенный шкаф, тахта и телевизор.
— Здесь есть имущество Дмитрия? — выясняют исполнители.
— Нет, — убеждает хозяйка. — Все мое.
Сотрудники ОПИ просят показать документы на телевизор, который находится в комнате сына. Женщина копается в шкафу, но безрезультатно. Виктория Тупко приступает к процедуре ареста. Заведующая сектором поясняет, что арестовывают в первую очередь имущество, на которое спрос выше: его быстрее реализуют. Например, телевизор, компьютер и другую технику. Однако в законе есть перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Если в квартире один холодильник или плита, арестовывать их запрещено.
— Бумаги найдем. Я просто не ожидала, что вы придете. Впопыхах сложно отыскать, — объясняет хозяйка квартиры.
— В течение 10 дней сын может погасить всю задолженность либо доказать, что имущество принадлежит не ему. Иначе технику заберут и отдадут на реализацию. Вырученные средства пойдут на возмещение долга и принудительный сбор (10 % от суммы долга поступает в ОПИ), — отмечает Анастасия Пелейко. — Арестованное имущество нельзя продавать, вывозить, ломать. В противном случае могут привлечь к уголовной ответственности.
— Есть такие, кто за один раз погашает большую сумму? — уточняю у исполнителей.
— А то! Недавно наведались к мужчине, который задолжал по алиментам порядка 2 100 рублей. Арестовали мебель, технику. Повезло, что пошли к нему с сотрудниками РУВД. Если бы их не было, то, возможно, нас бы даже в квартиру не впустили, — рассказывает Виктория Тупко. — Когда подходил срок отдавать имущество на реализацию, мужчина оплатил всю задолженность одним платежом, хотя официально нигде не был трудоустроен. Не знаю, что на него больше повлияло: то ли встреча с сотрудниками РУВД, то ли процесс ареста имущества.
— В нашей работе нужно быть немножко психологом. Если человек эмоционально взвинчен, его надо утихомирить, спокойно поговорить и объяснить, что платить в любом случае придется, — подытоживает Михаил Гостело.
На сайте Министерства юстиции Республики Беларусь в онлайн-режиме можно получить информацию о задолженности по исполнительным документам. За консультацией следует обращаться в контакт-центр системы органов принудительного исполнения по телефонам: +375 (17) 200-67-78, +375 (44) 529-20-00.
Фото автора