Что нужно делать художнику, чтобы не остаться не у дел? Мнение известного скульптора Максима Петруля

Скульптора Максима Петруля вполне можно назвать человеком огненной стихии — так ярко, горячо, а порой обжигающе проявляется его талант. Он старается применить его разносторонне и определяет свое творческое мировоззрение как максимализм. Петруль транслирует свои идеи через работы, которые можно увидеть на выставке в Национальном центре современных искусств. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с мастером о больной для большинства художников финансовой составляющей творчества и дилетантизме в искусстве.

— Сразу предположу, что купить достойную скульптурную работу — недешевое удовольствие.

— Да, ведь в ее стоимость входит не только цена материала. Это ручная работа и, главное, авторская. Заслужить право определяться как автор дорогого стоит. Нужно пройти свой путь в профессию. Причем важны имя мастера, его биография и даже история самого произведения с концепцией вместе.

В процесс создания-приобретения обычно вовлечены умные, образованные и богатые люди. Для кого-то искусство в определенном смысле бизнес, для кого-то — инвестиции, а художники здесь — активные игроки, создатели ценностей. Кроме того, есть галеристы, искусствоведы, коллекционеры, музейные работники и, конечно, зрители. Еще в 1886 году была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, где определено, кто такой автор и что является его произведением. Все творческое наследие имеет не только художественную или выраженную в денежном эквиваленте ценность, но и историческую значимость. В Беларуси есть экспертные советы профессионалов от искусства, представителей творческих союзов, министерств и ведомств, которые тоже могут определить ценность творения.

— Чтобы творец не остался не у дел, по какому принципу он должен действовать?

— Не нужно ждать, что явится кто-то и предложит сделать работу на заказ. Прихожу в мастерскую и затрачиваю энергию, силу, время и средства на то, чтобы создавать свои произведения. Участвую в смотрах-конкурсах, проводимых компетентными организациями, которые среди профессионалов выбирают тех, кто сможет реализовать выбранный профессиональным жюри проект. Затем создаю работы, оформляю на них договор передачи авторских прав и получаю гонорар. Не забываю, что искусство — не только создание произведений, но и знание истории искусства, его философии, владение различными техниками и технологиями. Учиться этому никогда не поздно, как и ездить на международные конференции и выставки, общаться с талантливыми людьми со всего мира.

Творчество — процесс интеллектуальный. Идеи для будущих работ рождаются в сознании. Затем ты чувствуешь стремление отдавать этот мир другим и воплощаешь идеи в определенную форму. Мои произведения — обо всем: о любви, ненависти, предательстве, болезнях, противоречиях, радости…

— Кто повлиял на ваше профессиональное становление?

— Мы дружили с Владимиром Жбановым, хотя ему была близка реалистическая скульптура, а мне — абстрактная и фигуративная. Владимир Иванович передал мне знания технологий, очень нужных в профессии.

С моим наставником заслуженным архитектором Республики Беларусь, автором многих знаковых объектов в нашей стране Леонидом Левиным мы познакомились, когда на одном из конкурсов, посмотрев произведения различных скульпторов, он сказал: «Вы как хотите, а я буду работать вот с этим молодым человеком», — и указал на меня.

Попросил позвонить ему — у него было ко мне предложение. Вскоре мы начали работу над объектами, посвященными детям Великой Отечественной войны, а также жертвам холокоста. Рад, что мне выпала возможность трудиться с таким мастером! А с его дочерью, архитектором Галиной Левиной, мы завершаем проект мемориального комплекса «Тростенец», начатый Леонидом Мéнделевичем. Так постепенно на своем творческом пути я пришел к созданию манифеста максимализма, который систематизирует знания, стимулирует двигаться дальше. Когда появляются творческие группы и новые направления в искусстве, оно эволюционирует, развивается. Этим я живу и занимаюсь совершенно осознанно.

— Что для вас самое неприятное в вашей профессии?

— Когда непосвященные считают, что разбираются во всем. Скульптуру сделать, картину написать может любой желающий, а потом, не обладая знаниями в области искусства, рассуждать по принципу «я так хочу и так считаю». Авторские произведения создаются личностью художника с помощью большого интеллектуального труда, а не чьими-то безответственными и неумелыми руками.

В нашей стране есть условия для тех, кто стремится получить знания. Желающие могут свободно выбирать профессию. Но если люди не двигаются и не развиваются, они выглядят печально. «Человек расширяет путь, а не путь расширяет человека», — говорил Конфуций.

Справочно

Максим Петруль родился в столице. Окончил Минское государственное художественное училище имени А. К. Глебова, член Белорусского союза дизайнеров и Белорусского союза художников.

Автор монументальных композиций «Грушевка», «Малиновка», «Солнце», «Кніга беларуская» для станций столичного метро, а также других инсталлированных произведений в Минске и Беларуси. Скульптуры мастера установлены в Китае — в Фучжоу, Куньмине, Чжэнчжоу, в городе-побратиме Минска Чанчуне.

Работы Максима Петруля находятся в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь, Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Фото предоставлены Максимом Петрулем и Национальным центром современных искусств

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ