Что нужно сделать в Беларуси, чтобы туристический поток рос в геометрической прогрессии

Что хотят увидеть в наших краях гости Беларуси и стоит ли нам обращать внимание на «мелочи», когда речь идет о въездном или внутреннем туризме? Эти и другие темы обсуждали участники круглого стола, прошедшего в рамках научно-практического форума «Умный город», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Разговор получился насыщенным, ведь это был диалог заинтересованных людей, которые не на словах, а на деле вносят существенный вклад в развитие сферы туризма страны. Среди них — представители Белорусского комитета Международного совета музеев ICOM, УП «Мингорсправка», туристской компании «Виаполь», БАЭС, Минского велосипедного общества, предприятия «Белтрансбилет», Национального академического театра им. Янки Купалы, проекта «750mm.by — экскурсии по узкоколейным железным дорогам Беларуси».

Галина Потаева — руководитель компании, которая одной из первых в Беларуси активно начала развивать въездной и внутренний туризм. Более четверти века успешной деятельности туроператора позволяют директору делать определенные выводы.

Но для начала специалист сделала познавательный экскурс в историю туриндустрии ХХ века. По понятным причинам определенный прорыв в этой сфере произошел в 1950-е во Франции. Сегодня, кстати, эта страна — лидер по приему иностранных туристов, что чрезвычайно важно для экономики страны (еще бы — почти 90 млн гостей за 2018 г.!). А в те далекие годы французы приняли Национальную программу развития туризма, включающую несколько основных позиций:

*отмена виз для туристов из США, наименее пострадавших в войну. Но преследовалась и практическая цель: чем больше расстояние между местом постоянного проживания и местом турпоездки, тем дольше путешественник проводит там времени, а значит, больше вклад в экономику страны;

*введение 35-процентных скидок на проезд по железной дороге для групп туристов. Те же американцы приезжали в Париж на экскурсии, а отдыхали на Южном берегу. Добираться из одного места в другое им удобнее всего было поездами. Скидки сыграли свою роль в привлечении туристов;

*деление отпуска на две части с одновременной популяризацией зимнего отдыха, чтобы в холода не пустовали гостиницы. Причем развивать стали не только традиционные горнолыжные курорты, но и города, расположенные поблизости. А врачи взялись с энтузиазмом убеждать население в полезности дробления отпуска на части;

*в послевоенные годы сельчане массово уезжали в города, и их дома стали разрушаться. Людям начали выделять деньги, чтобы они превращали сельские жилища в своеобразные пансионы, но с условием: дом должен был делиться на две части, каждая с отдельным входом, одна — для хозяев, другая — для гостей-туристов;

*изобретена система В & В (bed & breakfast, ночлег и завтрак). Благодаря этому поездки для туристов стали обходиться дешевле, ведь прежде приходилось покупать туры с полным пансионом.

— Все это актуально для нас спустя почти 60 лет, — подчеркнула Г. Потаева. — Например, последний этап безвиза вступил в силу только в ноябре этого года, и нужно время, чтобы этот шаг дал свои плоды. О групповых скидках на проезд по железной дороге мечтают все туроператоры, пока есть только детские. Но самое главное — до сих пор не найдена ниша, туристический бренд страны. Природа, история, культура, люди… Все это есть и в Литве, и в России, и в Польше.

По мнению специалиста, важно понимать целевую аудиторию, на которую рассчитан продукт. Причем базироваться можно как на общих интересах, так и на контрастах. Например, общие с поляками темы основаны на исторических местах, маршрутах, связанных с А. Мицкевичем, С. Монюшко, Т. Костюшко, с израильтянами — с местами оседлости, поселений, с героями обеих культур. Что касается контрастов, то, скажем, для представителей арабских стран это могут быть наши леса, природа, но не сами по себе: должны быть инфраструктура и некая изюминка.

О недостаточном развитии инфраструктуры за круглым столом говорили много, приводя красноречивые примеры.

Председатель Белорусского комитета Международного совета музеев ICOM искусствовед Татьяна Бембель считает весьма важной популяризацию музеев страны и создание разнообразных интересных маршрутов, ведущих к ним. Однако есть нюансы:

— Мы готовы поехать в любую глушь, тем не менее каждый раз готовимся к такому путешествию, как к бою. Нам есть что показать и рассказать туристам, но часто сталкиваемся с тремя традиционными проблемами: туалет, буфет, Интернет.

Да и зачем далеко ходить? Если уровень сервиса таких объектов в столице выше, чем в глубинке, то навигация к ним оставляет желать лучшего. Один из участников дискуссии вспомнил в связи с этим минский автовокзал:

— Кто искал туалет или камеру хранения на единственном в городе автовокзале? Это же настоящий квест!

Выяснилось, что в столице немало и других проблем, не способствующих формированию имиджа Минска как города, готового принять десятки и сотни тысяч туристов. Для кого-то это, возможно, мелочи, но опыт людей, связанных с туриндустрией, свидетельствует о том, что из таких «мелочей» складывается общее впечатление о стране.

— Минск — уникальный город, где на площади возле железнодорожного вокзала при проектировании не учтено место для посадки и высадки приезжающих людей, хотя бы на 10 минут, — сетует Г. Потаева. — Правда, недавно пообещали, что после реконструкции на Дружной сделают такую площадку. А пока водителям автобусов негласно советуют включать аварийку и высаживать туристов. Но надо учитывать, что почти во всех автобусах туркласса багажники находятся со стороны проезжей части.

То же можно сказать и о стоянках возле музеев, например истории Великой Отечественной войны. За ним раскинулся парк, и нет стоянки для туравтобусов. Есть парковка для машин, куда автобус может заехать передом, чтобы высадить экскурсантов, а выезжать приходится задом по узкой дороге. Это неправильный подход.

Притчей во языцех стала «мафия» такси на вокзале и в аэропорту, на удочку которой часто попадаются индивидуальные туристы, плохо знающие язык.

Для туристов важна и транспортная доступность в целом. К сожалению, внутри страны, даже на относительно небольшие расстояния, между основными достопримечательностями перемещаться не всегда просто.

— Например, на общественном транспорте за один день не удастся посетить Мир и Несвиж, — поясняет специалист. — Турфирмы своими силами возят туда туристов, но если это индивидуальные путешественники без автомобиля, все усложняется. Хорошо, что в столице стал развиваться каршеринг, прокат машин, но не все туристы — водители…

Правда, представитель форума «Умный город», эксперт по транспорту Кирилл Синютич заметил, что, зная основы логистики, можно подобрать варианты в определенные дни для построения такого маршрута с пересадками. Но неспециалист действительно это сделать не сможет, да и слишком неудобный вариант получается.

Инфраструктура — это, безусловно, и жилье для гостей. Если в Бресте и Гродно сегодня главная проблема в нехватке гостиниц, особенно с учетом действия безвиза, то в Минске несколько другие нюансы.

— Для развитых европейских городов норма — 30 мест на 1 000 жителей, — уточняет Г. Потаева. — Речь идет о гостиницах 3-4-5*. В Минске наблюдается перекос в сторону более дорогого сегмента — 4 и 5*. Об этом говорят окна, не горящие по вечерам. По статистике, наши 5-звездочные отели заполняются от 29 до 40 %. В то же время не хватает гостиниц туристского уровня 3*. Важны и дополнительные места размещения — квартиры, хостелы. Последних в Минске осталось всего несколько из нескольких десятков.

Некоторые участники диалога познакомили остальных с действующими на ниве внутреннего туризма, а также перспективными проектами. Среди них — «Карта гостя», о которой рассказал директор УП «Мингорсправка» Борис Васильев; «Геній майго месца», который придумал и реализует председатель правления БАЭС Юрий Важник; экскурсии по узкоколейным железным дорогам Беларуси, которые организует Артем Слизкий; сайт 114.by предприятия «Белтрансбилет».

О том, какие проекты предлагают энтузиасты для привлечения иностранных туристов и местных жителей в поездки по родному краю, читайте в нашем следующем материале.

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ