Что отвечать ребенку на неудобные вопросы о школе?

Порой детские вопросы могут так поставить в тупик взрослого, что мы не находим ничего лучшего, как перевести тему, отмахнуться или дать какой–то шаблонный ответ.

Но маленькие почемучки с возрастом спрашивают все больше, и им все сложнее отвечать правильно. Как найти нужные слова, корреспонденту «СБ» рассказал психолог Андрей ТУРОВЕЦ.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

— Сразу скажу, что родителей должно настораживать именно отсутствие таких вопросов, — подчеркивает Андрей Анатольевич. — Это косвенно указывает на потерю глубинного контакта с ребенком. Когда он спрашивает родителя о чем–то, он не просто хочет услышать готовый ответ–«шпаргалку», а обращается за помощью, поддержкой и принятием. Надо уметь расшифровывать вопрос и понять, что за ним стоит, какое послание родителю, какая потребность ребенка не удовлетворена и по какой причине. Чаще всего он желает получить подтверждение «любите ли вы меня? насколько я вам нужен и дорог?». Вот что стоит за самыми острыми детскими вопросами и как лучше на них ответить.

Почему надо ходить в школу?

Андрей Туровец.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.

Первая расшифровка: «Мне неинтересно (некомфортно, плохо) в школе. Я там не развиваюсь или развиваюсь не так, как мне подходит». Ребенок, который чувствует себя в школе нормально, для которого школа — зона развития и ему там нравится, чаще всего не задается таким вопросом.

Нельзя дать стандартный ответ вроде «чтобы учиться и стать специалистом, человеком умным…». Сегодня этого уже недостаточно. После такого ответа надо начать задавать вопросы ребенку и себе: как сделать процесс учебы интересным и полезным? Объясните, что в школу надо ходить не только, чтобы получать знания, но и за общением как с одноклассниками, так и со взрослыми. А это нужно, чтобы он сам повзрослел. Приведите пример из своих школьных времен или расскажите, как школьные навыки могут помочь ему уже сейчас в жизни и дома.

Вторая расшифровка: «Как мне себя реализовать и развивать?» Этот вопрос часто возникает в подростковом возрасте, ребенок надеется, что ему подскажут, в чем смысл учебы именно для него. И, конечно, его также задают с целью провокационной, чтобы понять: как сами родители относятся к учебе? И если ответите формально: «Надо!», а внутри у вас понимание и даже отвращение к учебе, ребенок это почувствует. Поэтому можно рекомендовать родителям разобраться с тем, какие у него интересы, склонности, возможности, и дать ответ исходя именно из этого: «Чтобы ты смог раскрыть свои лучшие стороны и качества…» И пояснить, какие и как.

Вы называете меня красивой, а в школе дети дразнят уродиной. Почему?

Один из вариантов расшифровки: «Я оказалась не готова (вы меня не подготовили!) к критике со стороны других, у меня неустойчивая самооценка».

Многие родители не перестают повторять своим девочкам, насколько они красивые. Речь идет о внешней красоте, но никак не раскрывает для ребенка понятие красоты внутренней. Это создает завышенную, но хрупкую самооценку. Та же самая история может возникнуть из–за скрытой или открытой критики девочки в семье.

Ответ «не обращай внимания, ты красивая» не сработает. С ребенком в подходящее время, когда схлынут переживания, надо будет поговорить о внешней и внутренней красоте, о том, что первая эфемерна и изменчива, а вторая — всегда остается с человеком. И привести примеры того, как женщины, далекие от модельных стандартов, часто оказываются более успешны в личной жизни, чем писаные Барби–красавицы, не имеющие внутреннего наполнения.

Почему нельзя разговаривать с незнакомыми, ведь ты же им отвечаешь?

Ответ «среди незнакомцев могут встретиться плохие люди, злодеи или преступники, которые хотят причинить тебе вред» может породить в ребенке с ранимой и тонкой психикой глубокий страх перед людьми в целом. Ребенок с более устойчивой психикой перенесет это легче, но тоже может быть напуган. Поэтому надо более точно определить места и условия, где есть реальные риски попасть в ситуацию угрозы насилия, и донести это в понятной форме. Лучше всего в виде истории–рассказа про «мальчика или девочку, которые без разрешения ушли…», какие могут быть последствия и как лучше поступать в той или иной ситуации. При этом желательно сохранять дружественную позицию к людям и миру в целом.

Не хочу быть отличником, ты же тоже плохо учился в школе?

Расшифровка послания: «Хочу быть таким, как ты» или «Я такой же, как ты, не требуй от меня, требуй от себя». Это вопрос–запрос к родителю. Если он задается, надо спросить себя: «Что я делаю, чтобы показать ребенку, что учиться — это полезно?» Если вы правильно сумеете расшифровать эту ситуацию, она может стать началом дальнейшего развития как для вас самих, так и всей семьи и соответственно для ребенка. Невозможно дать формальный ответ и только для ребенка, это вопрос в первую очередь к вам. Спросите у себя: «Почему я приостановился в развитии и не учусь чему–то новому и интересному, становясь в этом отличником — отличным специалистом?»

Почему мой одноклассник не может ходить? Почему он не такой, как все?

С подобными вопросами родителям предстоит рано или поздно столкнуться, ведь благодаря инклюзивному образованию и доступной среде мы часто встречаем детей с инвалидностью и на улице, и в детских садах, и в школе. Расскажите ребенку, что дети бывают не такие, как все, и что они в этом не виноваты. Лучше изложить ответ в ключе того, что некоторые люди в жизни проходят через испытания, в том числе серьезные болезни, и привести положительный пример преодоления таких недугов: чемпионов Паралимпийских игр или Ника Вуйчича, Стивена Хокинга, скажем. Это может способствовать пониманию ребенком того, что такое сила духа. Объясните ему, что в остальном эти дети такие же, как и все мы: они так же любят играть в конструктор, есть мороженое или читать книжки. Главное, что важно внушить: это не дети–изгои, от которых надо шарахаться, но и не жертвы, которых надо подчеркнуто жалеть.

Почему у моего одноклассника одежда и телефон лучше, чем у меня?

Одна из расшифровок послания: «Действительно ли одежда и предметы, которыми обладаешь, придают человеку ценность? Любите ли вы меня? За что люди любят и ценят друг друга?»

Ответ необходимо строить исходя из реальных семейных ценностей и собственного отношения к вопросу. Ребенка не обманешь, по крайней мере, надолго. Мир потребления, в котором мы живем, с помощью рекламы, СМИ, кинопродукции дает быстрый ответ: «Чем у тебя круче смартфон и одежда, тем круче ты сам!» Это подлог и обман, ведь внутренние достоинства и качества человека тогда не имеют значения, но дети (и многие родители) успели пропитаться такой идеологией. Поэтому здоровый ответ может звучать примерно так: «По одежке встречают, по уму и сердцу провожают». Расшифруйте эту поговорку. Но отвечать так надо непременно искренне, честно и если это действительно соответствует вашим установкам и убеждениям. Любой ответ ребенку должен подтверждаться и поддерживаться всем стилем жизни семьи, а не противоречить ему.

Зачем мне столько ненужных предметов (физика, химия, математика…), если я не собираюсь становиться ученым?

Первая расшифровка: «Кем мне стать? Кем я не смогу быть и мне не нужно это, а кем смогу?» Это вопрос самоопределения. И самооценки. Чаще всего так спрашивают дети, в семьях которых ценность образования как такового, как средства развития ума и человека в целом, провисает. Там, где тема достойного и разностороннего образования является семейной ценностью, вопрос так не стоит.

Вторая расшифровка: «В школе неинтересно преподают данные предметы». Если образовательный процесс увлекает ребенка, то и учится он охотно. Что остается родителям? Спросить, что ему нравится, какие предметы, и поддерживать его интерес хотя бы к ним. Самим позаниматься с ребенком, заинтересоваться задачами и темами (только ничего не решая за него!). А по тем предметам, где идет отказ и провалы, можно нанять хорошего репетитора, который привьет интерес и любовь к этой науке. Если, конечно, у ребенка есть к ней склонности и способности. А если их и нет, будет просто достаточный уровень знания предмета.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ