Что представляет собой отраслевая система оплаты труда и сможет ли она повысить престиж профессии учителя?

Что представляет собой отраслевая система оплаты труда педагогов? Сможет ли она повысить престиж профессии учителя и привлечь в педагогику способных людей? Об этом беседуем с директором средней школы № 161 Валерием Стружко.

– В прошлом учебном году коллектив, которым вы руководите, участвовал в эксперименте по апробации отраслевой системы оплаты труда. Подобные исследования проводились в школе и ранее. Почему именно ваше учреждение стало площадкой для экспериментальной деятельности?

– Меня всегда интересовало все новое. Особенно привлекают те новации, которые повышают заинтересованность людей в эффективной работе. Когда узнал, в чем суть эксперимента, захотел поучаствовать. Отраслевые выплаты позволяют поощрять сотрудников по результатам их деятельности, и это замечательно! Конечно, понимал, что на школу, и в первую очередь на бухгалтерию, будут возложены дополнительные функции, ведь экспериментальная работа требует серьезной аналитики, возрастает объем отчетности. После проведенной апробации могу заявить однозначно: мы получили положительный результат.

– В чем суть эксперимента?

– Наши учителя, к сожалению, получают невысокую заработную плату. Поэтому всегда ратовал за то, чтобы педагоги, худо-бедно отбывающие уроки, получали только голую ставку, а настоящие творцы, чья работа после уроков продолжается на факультативных, индивидуальных занятиях, вознаграждались по максимуму.

Городской бюджет предоставил нам денежный бонус в размере 20 % к фонду стимулирования. Эти средства шли на вознаграждение лучших. Естественно, в первую очередь мы разработали критерии для поощрения.

– А разве принятые квалификационные категории не являются такими критериями?

– В денежном эквиваленте разбежка между второй и первой, первой и высшей категориями незначительная. Поэтому многие учителя не стремились к повышению категории, тем более что эта процедура требует определенных моральных и временных затрат.

– Какие критерии были разработаны в процессе эксперимента?

– Изначально их было всего 5, потом список расширили до 11. Например, предлагали критерий «Система работы». Он учитывал работу педагога по проведению внеклассных мероприятий, организации питания, пропаганде здорового образа жизни и так далее. Мы разбили этот критерий на отдельные пункты. В результате появилась дополнительная возможность для поддержания и стимулирования классных руководителей. Не секрет, что средства, которые выплачивают данной категории учителей за 5 часов организационно-воспитательной работы, являются незначительным поощрением. Поэтому, если честно, некоторые учителя относятся к классному руководству, как к наказанию. И нередко оказывался перед дилеммой: удержать в школе хорошего учителя-предметника или, навязав ему классное руководство, приготовиться к тому, что придется искать нового специалиста, так как этот, скорее всего, уйдет в другую школу. Благодаря новой системе оплаты труда зарплата классных руководителей стала выше.

– И насколько выросла заработная плата педагогов?

– У отдельных работников – на 60–80 %.

– А не было ли желания расстаться с учителями, которые не стремятся работать активно и хотят ограничиться только проведением уроков?

– Конечно, приходилось выслушивать жалобы таких педагогов, объяснять им причины невысоких зарплат по сравнению с зарплатами коллег. К сожалению, и в нашем коллективе есть банальные «урокодатели», с которыми не жалко расстаться. Но кто придет им на смену? Особенно если учесть, что в последние годы профессию преподавателя при поступлении в вузы выбирали не самые лучшие абитуриенты. Проститься с такими работниками смогу лишь тогда, когда профессия учителя обретет былой престиж и при поступлении на педагогические специальности будут конкурсы. А сегодня приходится работать в условиях дефицита квалифицированных кадров.

– Но ведь престиж профессии учителей во многом зависит и от них самих…

– Конечно, престижность профессии в значительной мере определяется профессионализмом самих педагогов, их отношением к труду. Однако при хорошей зарплате человек знает, что на его место претендуют еще несколько специалистов, поэтому всеми силами старается сохранить его за собой, занимается самосовершенствованием. Нам необходима здоровая конкуренция.

– И отраслевые выплаты помогут ее обеспечить?

– Они уже помогают нам: в школе исчезло такое явление, как текучка кадров, повысилась эффективность труда. Средний балл успеваемости учащихся в прошлом году составил 7,7.

– Как поддерживаете молодежь?

– Молодые специалисты независимо от качества работы получают 15 % надбавки, что очень неплохо. У всех наших новичков есть возможность вести кружки, факультативы, участвовать в конкурсах, печатать статьи в газетах и журналах. Всем учителям говорю: научитесь зарабатывать в условиях школы – возможностей немало.

– Как в коллективе восприняли нововведения?

– Поначалу настороженно. Готовить коллег к изменениям я начал за полгода до старта эксперимента, объяснял на совещаниях суть проекта. Спасибо за помощь Национальному институту образования, Министерству образования – они нас во всем поддерживали, направляли и вдохновляли.

Первый месяц был очень трудным, мы очень осторожно распределяли надбавки. А потом стало проще. Ведь учителя ощутили эффект от эксперимента: их зарплата в среднем стала выше, чем зарплата педагогов других учреждений.

– Важный момент: а судьи кто? Кто решает вопрос о поощрениях учителей?

– Премиальная комиссия, в которую входят работники администрации и председатель профкома. Комиссия собирает информацию о деятельности каждого учителя. Ходатайства о поощрении педагогов поступают от методических объединений, различных служб школы. Все данные мы обязательно перепроверяем. Затем на комиссии обсуждаем работу каждого сотрудника. Заседания порой длятся по нескольку часов, иногда ведутся жаркие споры.

– Поскольку начисления отраслевых выплат находятся в ведении учреждения образования, значит, их обоснованность и законность зависят от порядочности и компетенции руководителя?

– Государству необходимо доверять управленцам на местах. Разве вышестоящие органы могут оперативно и регулярно оценивать эффективность работы Марии Петровны или Зинаиды Ильиничны, работающей в той или иной школе? Вот для этой оценки и создается премиальная комиссия. Начинать всегда тяжело. Но когда система будет отработана, ее без особого труда можно внедрить в каждой школе.

 

Дополнительная информация

Отраслевые выплаты – одна из форм дифференцированного повышения заработной платы. В ходе состоявшегося в СШ № 161 эксперимента к школьному фонду стимулирования из городского бюджета выделяли денежный бонус в размере 20 %. Эти средства шли на поощрение лучших педагогов.

***

Сумма финансовых средств на установление отраслевых выплат предусматривается в размере не более 20 % от фонда заработной платы педагогов (без учета выплат стимулирующего характера, материальной помощи).

***

В республиканском эксперименте по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников изначально участвовали 5 учреждений образования Минска: средняя школа № 161, гимназии № 1, 11, 18 и лицей № 1. В начале 2014 года к ним присоединилась гомельская средняя школа № 11.

***

Отраслевые выплаты устанавливаются за системную работу по организации питания, оздоровления, участия школьников в общественно значимых мероприятиях; за обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях; за преподавание учебных предметов на повышенном уровне; за работу с одаренными учащимися, в классах интегрированного обучения и воспитания; за участие в экспериментальной и инновационной деятельности учреждения образования; за организацию работы групп продленного дня.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ