Что происходит с тоннелепроходческим механизированным комплексом «Алеся»

Какие метаморфозы происходят с тоннелепроходческим механизированным комплексом «Алеся», узнавал корреспондент агентства «Минск-Новости».

Слухи о том, что, что механизированный щит «Алеся» вышел из строя, уже давно будоражат горожан. О причинах сбоя в работе тоннелепроходческого комплекса журналистам рассказал главный инженер «Минскметростроя» Аркадий Арутюнян. Выездной штаб специалистов предприятия с участием прессы состоялся на строящейся станции третьей линии метрополитена «Вокзальная», откуда в мае щит начал проходку левого тоннеля в направлении станции «Ковальская Слобода».

А. Арутюнян, в частности, заявил, что сам механизированный комплекс находится в рабочем состоянии. В тоннеле, где находится щит, осуществляется вентиляция, подается электропитание, есть освещение и т. д. Однако проходка пока приостановлена. Сегодня на «Алесе» производится замена режущего инструмента и пусконаладочные работы. Аркадий Викторович также назвал три возможные причины в сбое функционирования комплекса.

Были рассмотрены несколько версий остановки щита, – сообщил А. Арутюнян. Первая наличие сооружений техногенного характера, которые могли встретиться на участке прокладки тоннеля. Но они не подтвердились. Вторая некорректная работа оборудования, что теперь проясняется с помощью французских специалистов. Третья сложные гидрогеологические условия. Скорее всего, последняя причина и является основной.

Как пояснил А. Арутюнян, щит дал сбой из-за высокой степени абразивности грунта, т. е. способности изнашивать трущиеся детали и инструмент. Уже заменены предохранительные валы, сейчас обслуживающий персонал «Алеси» проводит замену режущего инструмента щита и пусконаладочные работы.

В столицу Беларуси прибыли представители французской компании – поставщика оборудования. Но они пока не могут определить точную причину случившегося. Если ситуацию не удастся разрешить, скорее всего, придется обратиться за помощью к специалистам других иностранных компаний — производителей аналогичного оборудования.

Подготовлен план мероприятий с целью ускорить строительство и открыть первые четыре станции третьей линии подземки в срок — в 2020 году, — добавил А. Арутюнян.  Механизированный комплекс «Алеся» на станции «Вокзальной» начал проходку 10 мая, остановился 26 июня и уже прошел около 200 метров тоннеля. Сейчас он находится на территории частного домовладения, что, к сожалению, пока является сдерживающим фактором. Но надеюсь, в ближайшее время эта проблема будет разрешена с помощью городских властей. Проходческие работы возобновим незамедлительно, как только на «Алесе» устранят все неисправности. Прогнозов давать не будем, многое зависит от того, как будут происходить наладочные работы французской стороной.

Покупку второго щита пока отложили.

— Был проведен ряд конкурсов по приобретению второго механизированного тоннелепроходческого комплекса, — уточнил А. Арутюнян. — Но так как возникли определенные сложности в эксплуатации «Алеси», руководство «Минскметростроя» решило взять тайм-аут, чтобы разобраться в их причинах, так как задание формировалось на основании опыта и знаний по работе первого механизированного комплекса. Если потребуется, внесем технические изменения в задание и продолжим процедуру выборов поставщика нового тоннелепроходческого оборудования.   

Непосредственно на смене при комплексе «Алеся» находятся 15 человек, а в круглосуточном режиме его обслуживают около 100 работников. Эта бригада задействована на двух проходческих участках: тоннеле между станциями «Вокзальная» и «Ковальская Слобода» протяженностью 1 250 метров и тоннеле между «Ковальской Слободой» и «Аэродромной» длиной около 400 метров. Ведутся работы по сооружению станционных комплексов «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь». Практически на 99 % завершена конструкционная основа «Ковальской Слободы». Продолжаются строительно-монтажные работы на «Вокзальной».

 Фото Елизаветы Добрицкой

ТОП-3 О МИНСКЕ