izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода

Что скрывают старые кварталы между Партизанским проспектом и территорией Минского автомобильного завода? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Pavel Rusak 20 of 45 kopiya 1

Времена былые

Еще 100 лет назад территория в районе современного Партизанского проспекта между станциями метро «Автозаводская» и «Могилевская» была засажена лесом. Ситуация стала меняться десятилетием позже. На карте РККА середины 1930-х годов уже обозначена воинская часть, находящаяся в районе современной улицы Кулешова. А на юго-восток от нее прорисована прямоугольная сетка дорог и нанесены постройки. Это и есть существовавший в то время военный городок, возникший возле места дислокации 26-й танковой дивизии. Располагался он в местности с названием Красное Урочище.

Pavel Rusak 40 of 45 1

Уже позднее улица Кабушкина разрезала его на две части. От западной сохранилось немного: затерянные во дворах несколько одноэтажных домов и особенность этих мест — дом № 17 в переулке Кабушкина. Последний представляет собой пример типовой серии довоенных домов офицерского состава. При этом он не оштукатурен, а сохранил свою аутентичную кладку из красного кирпича.

Центр, да не тот

Нас же интересует восточная часть Красного Урочища. Она открывается пересечением Партизанского проспекта и улицы Центральной. Последний топоним — яркое напоминание о довоенном прошлом района, хотя у современного неискушенного горожанина он может вызвать легкое недоумение: какой же центр буквально в двух шагах от кольцевой? Под стать названию улицы — комплекс четырехэтажных домов, расположенных на ней. Роскошные сталинки 1930-х с хорошей даже по современным меркам планировкой квартир предназначались для офицеров и их семей.

Pavel Rusak 2 of 45 kopiya

Pavel Rusak 14 of 45 kopiya

После войны здесь все отчетливее стало ощущаться влияние основанного в 1946 г. Минского автомобильного завода. Это видно не только в сериях домов. К примеру, на перекрестке Партизанского проспекта и улицы Трудовой, фактически на окраине столицы, в конце 1950-х годов появился один из первых подземных пешеходных переходов — через него заводчане попадали в жилой поселок по ту сторону прежнего Могилевского шоссе.

Pavel Rusak 31 of 45 kopiya 1

Интересное — внутри

Гуляя по крохотным, узким улочкам Красного Урочища, я подмечаю сохранившиеся довоенные реликты. В их числе здание офицерского клуба на улице Мичурина, выделяющееся необычной входной группой с четырьмя колоннами. После войны сюда перебралась библиотека Минского автомобильного завода, а уже в наши дни дом передали Дворцу детей и молодежи «Золак». На углу улиц Трудовой и Л. Чайкиной время пощадило баню военного городка. А на улице Социалистической, напротив МАЗа, находятся три бывшие солдатские казармы. На фронтоне одной из них выложили год постройки — 1936. Сейчас их корпуса отданы под два учебных заведения, еще одно здание находится в юрисдикции Министерства внутренних дел.

Pavel Rusak 32 of 45 kopiya

Pavel Rusak 30 of 45 kopiya 1Ближе к Партизанскому проспекту, в глубине сквера, спряталось еще одно довоенное здание со стилизованными предметами городского быта: фонарями, скамейками. Время лишь скорректировало его предназначение. Сейчас здесь расположен ресторан, а изначально была столовая для командного состава части.

Pavel Rusak 6 of 45 kopiya

Пауза в 30 лет

Красное Урочище пережило несколько волн застройки. При этом типовых решений брежневской эпохи не найти. Лишь в конце 1980-х, после тридцатилетней паузы, здесь вновь появились подъемные краны. Когда-то на возвышенности в районе улицы Мичурина находились отдельные двухквартирные дома для заводчан. Потом их решили снести и воздвигнуть кирпичные 12-этажки, которые подступают вплотную к Партизанскому проспекту и создают тем самым еще один архитектурный ансамбль.

Pavel Rusak 39 of 45 kopiya

Говорят местные

Живущий в 12-этажном доме Александр рассматривает качество жизни в районе с разных сторон:

— Иногда ощущается влияние холмистого рельефа, но здесь он такой по всей округе. А летними ночами под окнами, если они выходят на Партизанский проспект, нередко слышен рев мотоциклов. На этом, пожалуй, минусы заканчиваются. Лично у меня как в поговорке: «Высоко сижу, далеко гляжу». Видны не только все кварталы на Ангарской, но и крупные лесные массивы на востоке от МКАД. Рядом большой торговый центр, станция метро, выезд за город, до поликлиники ходит прямой транспорт, из крана течет хорошая вода. Я бы этот район не променял на другой.

Pavel Rusak 10 of 45 kopiyaМолодая мама Виктория живет в одном из довоенных домов на улице Центральной.

— Мы с семьей специально искали квартиру здесь: цены на квадратный метр относительно невысокие, а транспортное сообщение для нас удобное, — говорит она. — Да и жилье в этом районе неплохое. В нашей сталинке, к примеру, всего две квартиры на этаже, высокие потолки. К кухне прилагается небольшое отдельное помещение, используем его как кладовую. Сейчас в доме идет капитальный ремонт, у нас будет новый балкон.

Планы на будущее

Красное Урочище в наши дни выглядит своеобразным реликтом социалистической эпохи, за небольшим исключением в виде единичных реновированных зданий. Что ждет его в перспективе?

Pavel Rusak 28 of 45 kopiya— Жилая застройка в границах улиц Центральной, Социалистической и Партизанского проспекта будет сохранена с ее последующей реконструкцией и модернизацией. Нет планов сносить и жилые двухэтажки на улице Л. Чайкиной. В то же время в застройке вдоль Партизанского проспекта предполагается разместить объекты с общественными функциями, преимущественно на первых этажах, — сообщила заместитель начальника управления — начальник отдела архитектуры управления по архитектуре и строительству администрации Заводского района Марина Пивоварчик.

 

Pavel Rusak 17 of 45 kopiya 1Также проект детального планирования территории предусматривает возведение многофункционального административно-гостиничного комплекса в районе пересечения Партизанского проспекта и улицы Социалистической. Планируется и трансформация малоэтажной жилой застройки на Социалистической под общественные объекты. А вдоль Партизанского проспекта предусмотрено строительство велодорожки.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Председатель Мингорисполкома на приеме граждан: планируем приобрести 134 единицы общественного транспорта

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев провел выездной прием граждан в администрации Партизанского района 22 января. С какими вопросами обращались горожане — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

da 3

Один из заявителей работает в столичном медицинском учреждении и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он поинтересовался, есть ли возможность в обозримом будущем построить жилье с господдержкой.

— Сегодня по решению Мингорисполкома комитету здравоохранения предоставлена возможность строительства 107 квартир в Смолевичах в домах № 6, 7 и 10. К возведению последнего уже приступили, а во втором квартале 2025-го начнутся работы по многоэтажке № 7. Это будет благоустроенное жилье по приемлемым ценам с учетом господдержки в хорошем районе города-спутника, где есть необходимая инфраструктура. Кроме того, благодаря удобному транспортному сообщению, можно быстро добираться до Минска, — уточнил В. Кухарев.

По словам другой заявительницы, людям с ограниченными возможностями здоровья или маломобильным гражданам тяжело ездить на общественном транспорте из-за перепадов высоты на входе в автобусы или троллейбусы.

da 1

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov 4 kopiya

— В 2025-м планируем купить 44 электробуса и 90 троллейбусов с автономным ходом, чтобы передвижение по городу стало еще удобнее для пассажиров. Высокопольные модели, которые сейчас курсируют по улицам Минска, заменим на более комфортные аналоги, — отметил В. Кухарев.

Также минчанка рассказала, что не хватает пандусов на входе в ТЦ «Першы нацыянальны гандлёвы дом». Более того, по мнению горожанки, неудобно расположены остановки общественного транспорта в районе торгового объекта.

— Изучим эти вопросы, если проблемы действительно существуют, продумаем оптимальные варианты решений, — резюмировал председатель Мингорисполкома.

da 2

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov kopiya

Представители гаражно-строительного кооператива обратились с просьбой о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 0,0625 га на безвозмездной основе.

— Существуют законодательные нормы, согласно которым не имеем право избавить вас от внесения платежей при узаконивании территории. Поэтому передать в собственность кооператива запрашиваемую площадь нет возможности — закон запрещает это делать. Однако вы можете обратиться в соответствующие службы для официального установления границ земельного участка, — пояснил В. Кухарев.

Жители многоэтажного дома на ул. Червякова рассказали, что после капитального ремонта в здании возникли сложности с фасадом и канализацией в подвальных помещениях. В. Кухарев дал поручение соответствующим службам разобраться в ситуации и решить проблему.

Другие вопросы касались узаконивания самовольной постройки, установления границ земельного участка и деятельности товарищества собственников.

Справочно

Выездные приемы представителей Мингорисполкома — востребованная форма работы. Они проводятся в вечернее время— с 18:00 до 20:00 — для удобства граждан.

Фото Сергея Лукашова

Новые междугородние автобусы будут работать на минском направлении

На минском направлении будут работать новые междугородние автобусы. Их презентовали в Гродно 22 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Межрегиональную ассоциацию перевозчиков.

screenshot 2

Фото https://mapbel.by/

Более десяти современных автобусов китайского производства приобретены для перевозок пассажиров по популярным маршрутам «Гродно — Минск» и «Слоним — Минск». По словам председателя Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксаны Мягковой, в обновление парка инвестировано более 1,5 млн долларов.

Напомним, долгое время междугородние перевозки осуществлялись в основном с помощью маршруток, рассчитанных в среднем на 15 человек. Внедрение современных полноформатных автобусов позволит значительно повысить уровень безопасности и комфорта пассажиров.

Во-первых, на новом транспорте можно будет перевозить больше людей (40–55 пассажиров), что уменьшит проблему с нехваткой билетов в часы пик, например, в праздничные и выходные дни.

Во-вторых, внутри автобуса созданы комфортные условия: удобные сиденья с большим расстоянием между рядами, вместительное багажное отделение, усовершенствованные климатические системы, индивидуальный USB-разъем для каждого пассажира.

Еще одним плюсом станет плавность хода транспорта. Вместе с тем в скорости новые автобусы не уступают маршруткам. Проверка показала, что время в пути не изменилось — добраться из Гродно в Минск можно все также за 3 часа 50 минут.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Андрей Анисимов обратил внимание на имиджевую составляющую в обновлении парка. Он подчеркнул, что новая техника станет вкладом в формировании положительного образа как регионов, так и всей страны.

— Наша главная задача формулируется просто: безопасно, комфортабельно и в кратчайшее время доставить пассажиров к месту назначения. И приобретение новых автобусов — большой шаг в этом направлении. Уверен, что пассажиры оценят новинку по достоинству. Автобусы будут работать на самом загруженном и популярном направлении — минском. Но в целом перевозчики активно обновляют парк техники, задействованный в различных направлениях. Появление новой техники позволяет реагировать на запросы пассажиров, прорабатывать открытие новых маршрутов. В том числе межобластных, — рассказал директор государственного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» Дмитрий Пацуй.

На маршруты новые автобусы выйдут в ближайшие дни, часть из них совершают рейсы в тестовом режиме. Важно отметить, что на стоимость билетов обновление техники не повлияет: цена за поездку останется прежней.