Что связывает Минск с Древней Грецией и на улицах каких городов мира у минчан может возникнуть дежавю?

С кого лепили скульптуры на ДК профсоюзов и что общего у Минска с Римом? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала во время прогулки по центру столицы с автором книги «Минск: малоизвестные страницы» кандидатом экономических наук Иваном Турлаем.

img_0101-copy

Наш маршрут: сквер имени Дзержинского — проспект Независимости — Октябрьская площадь — парк имени Я. Купалы.

Практически все архитектурные достопримечательности, которыми сегодня жители Минска любуются и с гордостью показывают зарубежным гостям, появились в столице в конце 1940-х — 1950-е годы. Как писал главный архитектор города Юрий Егоров, тщательное обследование, проведенное в конце 1944 года, показало, что из 825 зданий в 22 кварталах центрального района в границах улиц Янки Купалы, Кирова, Свердлова и Революционной сохранились около 60 каменных и 20 деревянных зданий, то есть около 10 % застройки. Минск фактически пришлось возводить заново как раз в то время, когда зодчие по всему Советскому Союзу обращались в своих проектах к архитектурному наследию времен Древней Греции, Древнего Рима и эпохи Возрождения. Этому и посвящен один из разделов книги «Минск: малоизвестные страницы» Ивана Турлая, выпущенной в преддверии 750-летия столицы.

Шаг первый

temp-copy

Встречаемся с автором в сквере имени Дзержинского. Через дорогу располагается Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (дом № 17).

Это одно из первых зданий в послевоенном Минске, построенное в 1947 году в стиле сталинского ампира, — говорит Иван Турлай. — Оно строилось по образцу Дома уполномоченного в Сочи, спроектированного нашим земляком Иваном Жолтовским, который считается родоначальником сталинского ампира, или советского неоклассицизма. В целом это тип античного храма — простиль, прямоугольное здание с четырьмя колоннами на главном фасаде. Самый древний из ныне сохранившихся находится в Хорватии — храм Августа в Пуле. Обратите внимание на боковой фасад здания КГБ — это клуб имени Дзержинского, который неслучайно напоминает ренессансный дворец, потому что многие архитекторы ориентировались на работы итальянца Андреа Палладио. Взяв за образец его палаццо дель Капитанио и Вальмарана в итальянской Виченце, Иван Жолтовский построил московский Дом на Моховой. А уже по его подобию в Минске были сооружены здания клуба имени Дзержинского, Нацбанка, Главпочтамта и Министерства сельского хозяйства.

dom_upolnomochennogo_tsik-copy

Сочинский художественный музей. Здание построено как Дом уполномоченного ЦИК СССР в Сочи в 1936 году

horvatiya-copy

Храм Августа в Пуле. Построен в I в. н. э.

Шаг второй

img_0155-copy

Двигаемся в сторону Октябрьской площади, пересекаем ее и останавливаемся перед зданием Республиканского Дворца культуры профсоюзов — минским Парфеноном, как часто называют его горожане.

Это еще один тип античного храма — периптер, то есть прямоугольное помещение, с четырех сторон обнесенное рядом колонн, — поясняет гид. — Здание афинского Парфенона действительно самый известный пример такого типа храма. Правда, в данном случае мы видим псевдопериптер, потому что по бокам все же расположены полуколонны. На фронтоне размещены скульптуры богов, но уже своего времени и все-таки земных — представителей крестьянства, интеллигенции, рабочего класса (авторы композиции — скульпторы Алексей Глебов, Сергей Селиханов, Виктор Попов. — Прим. авт.). Одну из фигур — мужчину с чертежами — лепили с автора проекта здания архитектора Владимира Ершова. Говорят, моделью еще для одной скульптуры была и оперная певица Лариса Александровская.

img_0213-copy

parfenon-copy

Храм Парфенон в Афинах. Построен в 432 году до н. э.

Шаг третий

img_0263-copy

Спускаемся по проспекту Независимости к Белгосцирку. Останавливаемся на пересечении с улицей Янки Купалы у входа в парк.

Цирк построен по типу древнеримского храма — ротонды. Это круглая, увенчанная куполом постройка, наиболее известным примером которой является, конечно, римский храм всех богов Пантеон, — говорит Иван. — Здание Белгосцирка появилось на этом месте в 1958 году. Сначала его хотели строить рядом с современной станцией метро «Могилевская», но благодаря стараниям примы Ларисы Александровской, которая очень любила цирк, стройку всё же начали в центре Минска. На тот момент это был самый большой и красивый цирк в СССР. Площадь его помещений была 7 600 м2, объем — 5 700 м3. Пристройка со стороны парка имени Горького появилась после реконструкции в 2010 году.

Еще одна известная ротонда в Минске — операционный зал Главпочтамта, который не так бросается в глаза, потому что расположен за главным фасадом.

pantheon-copy

Пантеон в Риме. Построен около 125 года н. э.

 

Самое читаемое