Что связывает Беларусь с Владивостоком, и как будет развиваться дальнейшее сотрудничество
Когда в Минске начинается рабочий день, во Владивостоке он уже завершается. Семичасовая разница во времени, конечно, влияет на режим деловых поездок, но не способна повлиять на взаимный интерес и человеческие связи.
Приморский край, как и все 11 субъектов Дальневосточного федерального округа (36 % территории России), считает Беларусь важнейшим партнером. И не только с точки зрения экономики. Наши связи — на ментальном и даже родовом, генетическом уровне.
Если на улицах Владивостока поспрашивать прохожих о белорусских корнях, как минимум в одном случае из десяти ответ будет положительным. Хотя нынешний губернатор Олег Кожемяко настаивает: белорус в Приморье если не каждый третий, то каждый четвертый точно. Недаром у самого родители из Беларуси и Украины.
О чем спор
Во времена Советского Союза социально-экономическая сфера была единой вне зависимости от географии. Ну а с распадом большой страны и переделом собственности, особенно в 1990-х, повыпадали звенья из народно-хозяйственных цепочек в целом и логистических в частности, какие-то промышленные ткани вообще превратились в рубцы. Но сегодня не об этом.
На недавнем дальневосточном медиасаммите, в котором автору довелось участвовать в качестве эксперта, много говорили о возрождении экономических и культурных связей по линии Беларусь — Приморье и о взаимодействии на медиаполе. Одни настаивали на том, что, мол, экономика первична и, значит, нужно подтягивать журналистское сотрудничество под ее темпы. Вторые… Впрочем, об их позиции — ниже. А пока о логике первых.
Этнический состав Дальнего Востока и особенно Приморского края начал формироваться в конце XIX — начале XX века. Именно тогда пошли мощные переселенческие волны: государству Российскому потребовалось населять почти пустые восточные земли. Льготы, наделы, деньги на обустройство… Заодно и всякий авантюрный народец потянулся, как говорится, подальше от правосудия. Действительно, выходцы из белорусских земель стали здесь третьими по численности (после русских и украинцев) местными жителями. На современной карте — Речица, Достоевка, Лидовка, Медвежий Кут, Новицкое, Новоселище… Эти и другие поселения основаны белорусами.
Сначала экономика?
В 2021-м наш взаимный товарооборот удвоился. А за 4–5 месяцев года нынешнего он удвоился еще раз. Не последнюю роль сыграли визиты в Минск Олега Кожемяко, кстати, единственного в России губернатора, возглавлявшего более трех субъектов федерации. Насыщенной и перспективной оказалась и поездка на Дальний Восток Александра Лукашенко. Белорусы будут активно строить космодром Восточный, в Приморье пойдет большая партия БелАЗов, намечена масштабная краевая программа замены лифтов на современные могилевские. А еще наладят сборочные производства сельхозмашин, крупные поставки амкодоровской техники, мебели, продуктов, одежды… Приморцы хорошо разбираются в таких понятиях, как цена и качество. И потому покупают белорусское, не церемонясь. Тут еще и санкции. Но они катализатор процессов, не более того. Все перечисленное покупали на Дальнем Востоке и раньше. Просто сейчас товарняки с контейнерами будут ходить чаще. И, естественно, не порожняком. С океанских берегов к западным рубежам Союзного государства повезут больше недостающих товаров: рыбы, морепродуктов, редкоземельных металлов…
Или душа?
А теперь о позиции других участников дискуссии. Их мнение: никакая взаимовыгодная экономика не сложилась бы, не будь человеческого измерения, умножаемого усилиями прессы. Общая память о войне и ее героях (как пример — судьба Василия Чернышева, Героя Советского Союза, одного из руководителей белорусского партизанского движения, а спустя годы в течение десяти лет — первого секретаря Приморского крайкома), земляческие и родственные связи, визит молодого Президента Лукашенко во Владивосток в далеком 1998-м и его неизменная убежденность в том, что пространство от Бреста до Владивостока — общее Отечество… Все это и многое другое объединительное хоть не так часто и регулярно, но становилось тематикой журналистских материалов, формировало общественное мнение, побуждало к действию. Вот и выстраивались заново хозяйственные связи.
Можно, конечно, шутить насчет яйца и курицы — что первично и что вторично. Между тем важно и одно, и другое. И порознь существовать не может. Таков был вывод нашей дискуссии.
Еще расскажем
Немного о профессиональных результатах, надеюсь, небезынтересных для читателей. Для продвижения и творческой реализации всего перечисленного между агентством «Минск-Новости» и девятью сетевыми ресурсами дальневосточных регионов в лице информагентства PrimaMedia подписано специальное соглашение о сотрудничестве. Это один из шагов по пути развития Ассоциации региональной прессы Беларуси и России. Большого и многообещающего проекта с задачей через взаимодействие журналистов информировать о ходе реальных интеграционных процессов во всех сферах жизни. Бескрайний тематический горизонт!
Мы не чужие
И в заключение — о личном. Нынешняя столица ДФО — Владивосток — город моей молодости. Здесь я учился на журфаке тогда еще Дальневосточного государственного, а теперь федерального университета. Здесь служил в большой и уважаемой газете Тихоокеанского флота, от этого причала уходил в дальний поход к берегам Вьетнама и Малайзии. В силу обстоятельств в 1992-м отсюда уезжал в Минск, на родину отца. Вернуться довелось через 13 лет для съемок документального цикла о распаде СССР. Впечатление было не очень. Казалось, этих лет еще не вполне хватило любимому городу для преодоления социального и просто бытового раздрая начала 1990-х. Знаете, как в те годы шутили владивостокцы? Они перефразировали Ленина, который по поводу окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке заявил: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский». Так вот, тогда говорили: «Владивосток — город нашенский, но ведь он-то далеко…»
И вот новая поездка, теперь уже почти через 17 лет. Современные трассы, зеркальные небоскребы, красавцы-мосты, о которых владивостокцы мечтали десятилетиями, но не представляли, как они могут выглядеть, грандиозный университетский кампус на острове Русском, где когда-то в безлюдных бухтах я нырял за гребешками и мидиями… И динамичная, стремительная, немного авантюрная, но такая свойственная Владику жизнь. Да, в ней самой что-то утрачено, стало балластом, от которого избавились. Хорошо это или плохо — рассудит время. Но, по крайней мере, ясно одно: так или иначе мы тоже сопричастны переменам. Пусть дальневосточники почаще приезжают в Беларусь. И пусть испытывают подобные ощущения. Мы не чужие.
Справочно
Дальневосточный федеральный округ включает в себя Приморский, Хабаровский, Камчатский, Забайкальский края, Магаданскую, Сахалинскую, Амурскую области, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ, Республику Саха (Якутия), Республику Бурятия.
Население — более 8 млн человек.
Приморский край: население — 1,86 млн человек.
Город Владивосток: население — более 600 тыс. человек.
Стоимость авиабилета Москва — Владивосток — Москва — 27 тыс. российских рублей (около 940 белорусских рублей).