izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Что такое централизованные экзамены, и как учителя готовят детей к испытаниям в условиях неопределенности

В нынешнем учебном году школьникам предстоит пройти новый вид экзаменов — централизованные. Пока неясно, по каким предметам они станут обязательными. В том, что уже делается в данном направлении, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

imageТекущий учебный год для школьников страны особенный. С сентября вступил в силу новый Кодекс об образовании, который повлек за собой немало изменений. Кардинально пересматривают форму и организацию выпускных экзаменов. Здесь есть серьезный повод для волнений как у родителей и детей, так и у педагогов. Уже началась вторая четверть, но до сих пор неизвестно, как пройдет итоговая аттестация выпускников 11-х классов и как они в дальнейшем будут зачисляться в вузы. На августовском совещании, посвященном развитию национальной системы образования, Глава государства заявил, что учителям, выпускникам и их родителям необходимо четко знать все правила проведения вступительной кампании 2023-го. И к Новому году должен быть представлен тот самый вариант. Важно выстроить такой алгоритм отбора ребят, чтобы в вузы шли самые мотивированные, те, кто в университете не разочаруется в выбранной профессии.

Широкое обсуждение

В 2023-м в качестве испытания учащиеся 11-х классов будут сдавать централизованные экзамены (ЦЭ). Но какие? Изначально предполагалось, что обязательными станут русский или белорусский язык и математика. Однако сейчас прорабатывается другой вариант: все выпускники 11-х классов будут сдавать ЦЭ по русскому (белорусскому) языку и еще один на выбор — по тому предмету, который пригодится учащемуся для поступления в вуз.

В сентябре провели широкое изучение мнения педагогов о том, в какой форме проводить школьные экзамены. Все результаты обобщают, анализируют, и, наверное, скоро мы узнаем формат централизованного экзамена, — отмечает первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Борисенко.

Уже сейчас точно известно, что экзамены станут похожи на ЦТ, но, так сказать, усовершенствованного образца. Познакомиться с ними будущие выпускники смогли во время репетиционного тестирования.

Пожалуй, сегодня нет ни одного ученика, родителя, педагога, который сказал бы, что изменения в системе выпускных экзаменов не нужны. Действительно, назрела необходимость переформатирования как итоговой школьной аттестации, так и вступительной кампании, — считает директор средней школы № 73 Ирина Родик.

экзаменыРаньше ребята, оканчивающие 11 классов, выдерживали четыре обязательных экзамена: по русскому или белорусскому языку, математике, истории Беларуси и иностранному. А потом исходя из реальных интересов и способностей выбирали вуз и дополнительно сдавали ЦТ как минимум по трем предметам. И если взять, к примеру, тот же медицинский университет, то выпускникам следовало основательно готовить помимо экзаменационных предметов еще химию и биологию. Нагрузка получалась колоссальной. Предполагается, что введение ЦЭ, который послужит и итоговой школьной аттестацией, и сертификатом в вуз, поможет снизить выпускной стресс.

То, что Министерство образования поменяло подходы, хорошо. Прислушались к учителям, проанализировали ситуацию. Я участвовала в круглом столе, где присутствовали и родители. Каждый высказывал свое мнение, — рассказывает Ирина Родик.

Председатель Минской городской организации республиканского общественного объединения «Белая Русь» Наталья Воронова:

Централизованный экзамен, который планируется ввести в 11-м классе, в частности его структура, формат, на протяжении этого года волнует и меня как маму выпускницы. На самом деле инициатива классная. Что в этой ситуации может сделать «Белая Русь»? У нас есть первичка в Министерстве образования. Обратимся к Андрею Иванцу, предложим провести встречу с родителями. Хотелось бы лучше понять, какие испытания пройдут в форме ЦТ, а какие — в форме единого экзамена, как посчитают средний балл аттестата. И, наверное, наших детей волнует, как грамотно расставить приоритеты.

Выбор предмета

Если такой вариант окончательно примут на уровне руководства страны, перед выпускниками 11-х классов возникнет важный вопрос: «Какой предмет выбрать для сдачи ЦЭ?» Ведь он впоследствии послужит основанием для поступления в вуз. И если сейчас решишься на математику, то на филфак точно не попадешь.

Дети после школы шли сдавать три-четыре ЦТ, получали на руки веер сертификатов и выбирали вуз, в который проходили по баллам. И после, общаясь с выпускниками, я часто слышала, что они разочарованы в выбранном месте учебы. Наука не кажется им интересной, местами скучна и даже сложна. Но ребенок после школы должен уже четко понимать, кем он хочет быть, — говорит директор СШ № 73.

IMG 5428Для этого в учреждениях общего среднего образования вводится допрофильная подготовка, а в старшей школе дети изучают выбранные предметы на повышенном уровне.

Мы очень ждем, что к зиме будет принято окончательное решение об экзаменах, — говорит Ирина Родик. — Но при этом мы не сидим без дела. Работа учителя не сводится к тому, чтобы подготовить выпускника к итоговой аттестации или вступительным испытаниям в вуз. Сегодня миссия школы гораздо глобальнее. Ребята должны уметь применять полученные знания в жизни, это так называемая функциональная грамотность.

По словам собеседницы, в ее учреждении 11-классники уже рассказали о своих предпочтениях. Среди них есть и физика, и химия, и география…

— Объективно каждый учитель понимает, что именно его предмет могут выбрать для ЦЭ. И для ребят в таком случае создана система и повторения, и углубленного изучения тем. Работают факультативы. Предлагаем по желанию родителей и платные образовательные услуги, — отмечает Ирина Родик. — Мы знаем, что выпускные экзамены пройдут в тестовой форме. В связи с этим Министерство образования изменило виды контрольных работ, которые пишут сейчас в школе. В выпускных классах стало меньше диктантов, изложений, больше тестов.

По мнению педагогов, преимущество централизованного экзамена — в его объективности. Проверять работу и выставлять баллы будет не школьный учитель.

Введение характеристики

Предполагается, что для поступления в вуз абитуриенту потребуется пройти три испытания. Два из них он выдержит в школе — это те самые ЦЭ, еще один — внутренний в университете, он может быть в форме ЦТ, собеседования, сочинения и т. д. Чтобы за всеми этими экзаменами увидеть и самого абитуриента, предлагается ввести характеристики. Их будут писать на каждого ученика его же педагоги.

Считаю, это хорошая идея. Обычно на виду дети, активно участвующие в олимпиадах и конкурсах, с высокой успеваемостью. Однако есть и те, кто, может, не так хорош в учебе, но активен в общественной жизни класса, школы, в гражданско-патриотическом воспитании. Сегодня вырастить настоящего гражданина — задача № 1. И для таких детей подобная характеристика очень важна и нужна, — делится мнением Ирина Родик. — Но успокою родителей и учеников, которые считают, что к составлению такого документа в школе могут отнестись субъективно. Предполагается, что характеристику будут обсуждать на педагогическом совете. А это коллегиальный орган: каждый учитель сможет высказать свою точку зрения. Кроме того, будут разработаны единые критерии.

студенты

Внутренние испытания

Как было отмечено выше, глобальная цель преобразования итоговых экзаменов — упростить жизнь самим школьникам, чтобы они испытывали меньше стресса и перегрузки. Спросили у выпускников, почувствовали ли они облегчение.

Если честно, еще нет, — улыбается 11-классница гимназии № 29 Мария Масловская. — Слышала, что ЦЭ будет похож на ЦТ, но с его формой еще не определились. И это волнует. Неизвестно, будем ли сдавать математику. А также пугают внутренние испытания в вузы, поскольку ранее такого еще не было. То есть нам, скорее всего, предстоит какое-то устное собеседование с приемной комиссией, что настораживает.

Меня также пугает внутренний экзамен, — замечает еще одна выпускница гимназии Маргарита Супранович. — Известно, что он повышенной сложности. И важно будет показать не только знания, но и хорошие стороны, качества личности. А перед нами окажутся незнакомые люди в приемной комиссии, которые в совершенстве владеют своим предметом, и очень страшно сказать что-то не то, не так выразиться и, соответственно, не защитить свою работу.

Школьницы готовятся к тому, что после школы будут сдавать один из ЦЭ по выбору.

Мне очень сложно определиться с предметом, потому что интересны все, — улыбается Маргарита. — Поразмыслив, оценив свои жизненные принципы, пришла к выводу, что близко направление биохимии. Потому в качестве ЦЭ помимо русского выберу химию или биологию. Скоро пройду репетиционное тестирование по этим предметам и решу, какой из них лучше выходит.

В заключение дадим совет нынешним выпускникам: стоит пройти репетиционное тестирование по как можно большему количеству предметов и посмотреть на результат. Это поможет и в выборе дисциплины для сдачи ЦЭ.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Авторские песни и танцы на колясках. В Минске прошел праздник для людей с инвалидностью

Накануне Международного дня инвалидов в культурно-спортивном центре Минского отделения БЖД прошел третий открытый районный праздник «Творчество рождает радость». Люди с инвалидностью представили работы на выставке и выступили на сцене с запоминающимися номерами 2 декабря, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya32 kopiya

В столице проживает более 112 тыс. людей с ограниченными возможностями, около 8 тыс. — в Октябрьском районе. И подобные праздники, по словам заведующей сектором культуры управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи администрации района Алеси Мордас, — это возможность для таких горожан проявить себя и почувствовать свой вклад в культуру.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya23 kopiya

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya26 kopiya

Люди с инвалидностью — особенные люди: у них свой мир, свои жизнь и судьба, — отметила А. Мордас. — Многие из них очень талантливые — поют, танцуют, сочиняют стихи. Благодаря педагогам, конкурсам и организованной самодеятельности они могут раскрыть себя. И сегодня мы решили собрать все таланты нашего района и показать, насколько это яркие и жизнерадостные люди.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya27 kopiya

Праздник является частью социального проекта «Время зажигать звезды», который стартовал в ТЦСОН еще в 2022 году. Одним из его инициаторов была заместитель начальника отдела искусств управления культуры Мингорисполкома Анастасия Лось, которая на тот момент трудилась в администрации Октябрьского.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya25 kopiya

По мере развития проекта возникла идея организовать и такой праздник, приурочить его к Международному дню инвалида, — объяснила А. Лось. — Можно сказать, что он стал визитной карточкой проекта. В нем принимают участие, безусловно, талантливые ребята, среди которых есть и финалисты Международного фестиваля творчества инвалидов имени Игоря Лученка «Витебск-2024» в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Это стало доброй традицией. И будет продолжаться в дальнейшем. Помимо него у нас развиваются и другие конкурсы для людей с ограниченными возможностями.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya28 kopiya

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya29 kopiya

Праздник открыла выставка творческих работ людей с инвалидностью. Среди них — шитые аисты, оригинальные елочные игрушки, картины. О новом направлении — пластилинографии — рассказала специалист по социальной работе ТЦСОН Татьяна Кульчи, которую подопечные и коллеги называют «феей»: вероятно, за ее умение создавать дивные поделки и помощь в раскрытии талантов.

Мы делаем картины из пластилина в разной технике — за стеклом и на стекле, — объяснила Т. Кульчи. — Преимущество этого творческого направления в том, что ребята без художественного образования могут сделать очень красивые картины.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya56 kopiya

Представила некоторые из своих работ и Анна Синькевич — девушка с синдромом Дауна, которая не так давно выступала с танцем на выставке в ТЦ Dana Mall. «Солнечная» Аня с 6 лет занимается танцами, более 12 лет — изобразительным искусством, а еще увлекается моделингом. В 2024 году девушка стала обладательницей специального диплома международного фестиваля в Витебске — и это не считая других ее достижений, в том числе и дипломов первой степени.

Творчество — это искусство, которое помогает и в жизни утверждаться, и заводить друзей: их ведь много не бывает, — с улыбкой рассказала Аня.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya49 kopiya

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya64 kopiya

По словам председателя правления Октябрьской РО ОО «Белорусское общество инвалидов» Анны Чайки, праздник проводится с целью обратить внимание общественности на талантливых людей с ограниченными возможностями, заметить и оценить их старания внести свою лепту в культуру и искусство.

У нас в организации — 1 010 инвалидов: из них — 57 колясочников, 30 лежачих, 39 детей, — рассказала А. Чайка. — Мы стараемся всячески помогать, например организовали детям новогодние праздники, договорились с театром музыкальной эстрады. Для матерей детей-инвалидов организовали бесплатные стрижки, укладки, покраски в парикмахерских.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya03 kopiya

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya09 kopiya

Как отметила заведующая отделением социальной реабилитации, реабилитации инвалидов ТЦСОН Диана Апухтина, самая главная цель праздников — это дать людям с инвалидностью возможность проявиться.

Ведь многие из них, находясь дома, мечтают петь, танцевать, но стесняются. Мы таких людей находим, делаем их жизнь счастливее, радостнее, краше, — подчеркнула Д. Апухтина.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya19 kopiya

Сама концертная программа впечатлила разнообразием талантов. Например, участник Международного фестиваля творчества инвалидов им. Игоря Лученка 2022 года Дмитрий Волынец выступил с авторской песней «Шумят хлеба», а чемпионка Беларуси по спортивным танцам на колясках Татьяна Упит удивила публику необычным хореографическим номером.

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya11 kopiya

02 12 2024 soczialka tvorchestvo rozhdaet radost samodeyatelnost inklyuziya malinovskaya12 kopiya

Можно сказать, что обычным минчанам есть чему поучиться у этих людей: несмотря на жизненные проблемы и ограниченные возможности, они умеют получать удовольствие от жизни, радоваться простым вещам. И, конечно, дарят радостные моменты и свое творчество нам.

Фото Ирины Малиновской

Где в Минске на этой неделе запланирован ремонт кровель и фасадов

Организации столичного ЖКХ проведут ремонт кровель, фасадов и стыков ряда жилых домов на текущей неделе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «ЖКХ Минск Официально».

24 10 2024 raznoe problemy s remontom aerodromnaya 9 miczevich 5

Ремонт кровли выполнят в проезде Слободском, 10; на ул. Гинтовта, 6 (подъезд № 4); ул. Шаранговича, 48, 80; ул. Якубовского, 38; ул. Одинцова, 49; ул. Чайлытко, 19; ул. Лещинского, 45; ул. Одоевского, 16/1; ул. Куйбышева, 27; ул. Гастелло, 16; пр. Победителей, 73/1, 75/1; ул. Гвардейской, 1а.

Стыки отремонтируют на ул. Городецкой, 5 (подъезд № 6), 34 (кв. 2); ул. Никифорова, 17 (кв. 228), 41 (кв. 144); ул. Шугаева, 9 (кв. 29); пр. Независимости, 180 (кв. 272); ул. Колесникова, 4, 8; ул. Матусевича, 78, 50, 86; ул. Шаранговича, 78; ул. Янковского, 3; ул. Л. Карастояновой, 5а.

Фасадные работы проведут в следующих местах: ул. Калиновского, 54/1; ул. Пинской, 16; пр. Пушкина, 33; ул. Лобанка, 89; ул. Ольшевского, 7/1; ул. Одоевского, 18/1; ул. Новинковской, 1; ул. Гастелло, 14.

В коммунальной службе обращают внимание, что в случае неблагоприятных погодных условий, возникновения непредвиденных обстоятельств в планы могут вноситься коррективы.