Что такое гринвошинг, и как он обманывает белорусских покупателей

ECO, BIO, Organic: всегда ли такие надписи соответствуют действительности на продукции в Беларуси. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер

Часто производители используют подобный ход для привлечения внимания потребителей к своей продукции. Эксперты — о том, как не стать жертвой маркетинга и почему за натуральность нужно платить больше.

За последние пять лет сторонников идеи экологической осознанности стало в разы больше. Они готовы менять свои привычки, чтобы если не полностью, то хотя бы частично сократить наносимый окружающей среде вред. Конечно, на изменение спроса не могли не отреагировать производители. Как не запутаться в терминах и распознать действительно органический товар, рассказала начальник отдела по подтверждению соответствия продукции и лицензированию Белорусского государственного института метрологии Елена Булавина.

Для потребителей

Закон Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции» был принят в 2018 году. Его действие распространяется тoлькo на продукты питания, корма для животных и посадочный материал.

— В первую очередь нужно обратить внимание на соответствующие маркировки. Если они отсутствуют, то наличие на упаковке надписей ECO, BIO, Organic ничего не значит, — отметила Е. Булавина.  Поскольку на полках магазинов достаточно импортных товаров с пометкой Organic, следует также сначала посмотреть на подтверждающие маркировки. При этом имейте в виду: в разных государствах требования к органическим продуктам могут незначительно, но отличаться. У многих приняты свои знаки и обозначения. Например, в Германии это «Голубой Ангел», в России — «Экологически безопасный продукт», в США — «Зеленый знак», в Японии — «Экознак», в странах Скандинавии — «Северный лебедь», в Европе размещают листок на зеленом фоне. Для отечественных товаров главный опознавательный элемент данного изделия — знак «Органический продукт».

Специалист подчеркивает: в европейских государствах понятия ECO, BIO, Organic синонимичны, в Беларуси — нет. Если мы видим на магазине вывеску «Эколавка», «Биолавка», это не значит, что там продаются органические товары.

Все включено

— Когда мы оцениваем экологичность товаров, обязательно нужно учитывать степень токсичности производства, количество природных ресурсов, затраченных на изготовление, возможность в будущем переработать упаковку и многие другие показатели, — рассказывает экологистка, основательница творческой мастерской ECOkit Мира Кобальт.  Органические товары из Европы можно проверить по специальной международной базе, которую легко найти в Интернете. Жителям Беларуси, чтобы снизить вредное воздействие на окружающую среду, стоит поддерживать локальных веганских производителей, постоянно использовать экомешочки, фруктовки, авоськи и шоперы, делать выбор в пользу биоразлагаемых или перерабатываемых бытовой химии, средств личной гигиены и косметики, придерживаться принципов Zero Waste, чтобы сократить количество мусора.

М. Кобальт отмечает: крупным корпорациям невыгодно производить экологичную продукцию. Они предпочитают продавать одноразовые товары, чтобы люди снова возвращались за покупками, а не реализовывать то, что может прослужить дольше. Такие товары чаще предлагают небольшие компании, ремесленники. У них существенные затраты на специальное сырье, безопасное производство, оплату труда (часто ручного), отсюда и высокая цена.

Для производителей

— Если предприниматель, государственная компания или иной субъект хозяйствования принял решение о производстве органической продукции, то необходимо выполнить требования по соблюдению переходного периода. Данная мера позволяет исключить воздействие на конечный результат предыдущих практик и технологий. В такой промежуток времени выращиваемая или производимая продукция не считается органической, так как идет переход от традиционного к новому способу ведения сельского хозяйства. Для разных категорий установлена своя продолжительность переходного периода: самая длительная — три года для многолетних растений, самая короткая — 12 недель при разведении птицы, предназначенной для получения мяса и яиц. После его окончания и успешного прохождения обследования производства с исследованием продукции выдается сертификат соответствия, который свидетельствует о соблюдении требований ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», технического кодекса установившейся практики ТКП 635-2019 «Общие правила производства органической продукции». Документ могут подготовить к выдаче за месяц, — уточняет Е. Булавина.  В последние годы все больше отечественных компаний, хозяйств и предпринимателей интересуются информацией о получении сертификата соответствия, поэтому количество обращений возросло.

Важный нюанс: когда производитель сертифицировался, например, по требованиям Европейского союза, то он наносит на упаковку принятую там маркировку, а национальный знак ставить уже не может. Эта норма прописана в ТКП 580-2016 «Знак «Органический продукт». Описание и порядок применения».

Для того чтобы проверить добросовестность производителей, которые позиционируют свои продукты как экологичные, наш корреспондент проанализировала ассортимент трех столичных гипермаркетов. Интересовало наличие специальной маркировки на этикетках с надписями ECO, BIO, Organic. Из 16 образцов товаров разных компаний подтверждающие знаки были лишь у половины

Справочно

Гринвошинг — маркетинговый ход, который для увеличения прибыли позиционирует продукт или бренд более натуральным, чем он есть на самом деле. Например, производитель ватных палочек пишет на коробке ECO. К экологичности данный товар не имеет никакого отношения.

В нашей стране сертификаты выдают Белорусский государственный институт метрологии и Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию.

Подготовила Анастасия Бычковская

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ