Что такое хорошо, что такое плохо

Дмитрий Исайчук
Автор материала:
Дмитрий
Исайчук

Мало прочитать лекцию, надо сделать так, чтобы ее поняли правильно. Особенно если это касается школьников.

В выходные вместе с племянником Стасиком отправились в кинотеатр. Он уже немаленький —  ходит в 8-й класс. До сеанса разговорились про учебу: какие предметы любит больше, как живется в школе. Главной новость для него была прочитанная школьникам лекция о синтетических наркотиках – спайсах и марках. Дело нужное, особенно в свете последних трагических событий. Однако от пересказа племянником ее содержания меня передернуло. Знания оказались посредственными и фрагментарными.

Детский ум все воспринимает иначе и часто впитывает не то, что стараются донести взрослые. Племяш запомнил эффекты, которые могут возникнуть после приема наркотика: «расслабление, полет, галлюцинации, возбуждение, вызывают эмоциональную и физическую раскрепощенность. После их употребления можно, например, ощутить себя космонавтом, исследователем морских глубин или на себе испытать ощущения героев триллера, за которым гонится серийный убийца». Зато, как оказалось, часть лекции, полную ужасных подробностей о последствиях употребления наркотических веществ, ему было неинтересно слушать: «тошнит, голова болит и другая гадость. Не помню, я тогда, кажется, СМСку писал». Пропустил мимо ушей, играя с мобильным, и ценную информацию про необратимые последствия даже от однократного употребления. Когда говорили про наркозависимость, поставил ее в один ряд с алкоголизмом: «Когда человек пьет, то появляется зависимость. Он уже не может без этого. Все деньги отдает на новую порцию. Спивается, теряет работу, семью, квартиру. Его выгоняют на улицу, он становится бомжем. Так и от спайсов, только быстрее».

Хорошо запомнил сравнение смертельной дозы с кирпичом: «Недавно все травились марками, в которых наркотика было в сотни раз больше, чем положено. Кто выжил, тот потерял ум. Это как на голову упадет кирпич. Он очень тяжелый, не то, что маленький камушек. В смысле, если упадет маленький камушек, то будет шишка или синяк. Это правильная доза. А большая доза — как кирпич».

Точно также в памяти отложились лишь данные о прибыльности наркобизнеса, а не о его последствиях для всего общества: «Наркотики — это большие деньги. Один школьник пару месяцев торговал такими спайсами. Купил себе крутую иномарку. А те, кто продает их оптом, вообще зарабатывают тысячи долларов за раз. Их, когда поймают, за решетку посадят на очень много лет».

Понятно, что лектор хотел донести до школьников максимум информации. Но не учел лишь возрастные особенности. Взрослые наверняка почерпнули бы из лекции немало полезных сведений и правильно их интерпретировали. Но не подростки. Скорее всего, им хватило бы яркого, эмоционального и информационно насыщенного пятнадцатиминутного рассказа о последних трагедиях и о секундной слабости, которая могла бы к ним привести, а не лекции длиною в целый урок. Возможно, тогда бы школьники поняли, что можно умереть, даже раз попробовав спайс. Эту истину нам с племянником удалось вывести и закрепить совместными усилиями всего за 10 минут.

P.S.

С учениками нужно уметь работать, знать основы педагогики. Есть пример подобного незнания особенностей аудитории и в моем прошлом. Тоже из 8-го класса. Тогда я учился в средней школе № 75, расположенной поблизости от железнодорожного вокзала. Как известно – пути не место для игр. Это нашему классу пытался рассказать сотрудник милиции из соседнего опорного пункта. Для наглядности он взял с собой оперативные снимки с места трагедий. Нет необходимости описывать результаты столкновения человека с паровозом и реакцию на такой единственный продемонстрированный снимок. А прихвачено их милиционером было около сотни. Лекция была практически сорвана – ни одной однокласснице не хотелось дальше слушать. Мальчишки, видя такую реакцию девочек, наоборот, требовали продолжения. Договорились, что после уроков мы придем в опорный пункт. Так и сделали – и там, в непринужденной обстановке милиционер раскрыл свой педагогический талант. Снимки были надежно спрятаны в недрах сейфа, а лекция превратилась в душевную беседу. Страж правопорядка доступно рассказал об опасностях железной дороги, связи этих происшествий с алкоголем, невнимательностью, спешкой. Лекция прошла в форме диалога и заставила нас думать и анализировать. Главное, она дала положительный эффект: после школы мы перестали играть в парке на пересечение улиц Бобруйской и Свердлова в непосредственной близости от железнодорожных путей, и переместились в сквер около стадиона «Динамо».

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое