Что такое RFB, или Как минчанке продали бэушный айфон под видом нового

Как вернуть свои деньги за некачественный товар? Нюансы выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».

В судебной практике немало историй, когда ответчик по иску пускается во все тяжкие, лишь бы затянуть дело или вовсе уклониться от исполнения обязательств. Но и пострадавшая сторона также готова действовать нетривиально. Об одном таком случае рассказывает юрист Минского общества потребителей Вадим Мазго.

Жертва легкомыслия

Начало этой истории судебных исков не обещало. Молодая жительница Минска приобрела айфон. Представители американской корпорации утверждают, что их продукцией пользуется уже четверть населения планеты. Возможно. А еще, по слухам, в новых версиях смартфона появится функция шумоподавления возмущенных криков по поводу цены. Наша покупательница работала в IT-сфере, и сумма в 1,4 тыс. рублей для нее была вполне подъемной. Во всяком случае, именно на такой цене настаивал продавец интернет-магазина.

Покупку доставил курьер, и дальше всё пошло не так. Знаете, в чем главный недостаток современной молодежи? Она доверчива. Потому что родилась в эпоху товарного изобилия и никогда не стояла в очереди за стиральным порошком или водкой. Будь на месте нашей девушки опытная бабушка, которая ожидала установки квартирного телефона с 1965 по 1985 год, курьер не ушел бы от нее до утра. За такие деньги бабушка вынудила бы его не только продемонстрировать все функциональные возможности модели, но и дать пожизненную гарантию на айфон за подписью Стивена Джобса.

Комбинация из трех букв

Но молодость доверчива. Юноша на побегушках заявил, что спешит, выдал гарантийный талон и, получив деньги, канул в открывшуюся кабину лифта. Оставшись в одиночестве, покупательница попыталась вставить в телефон сим-карту. Гаджет поначалу заупрямился и сдался только с третьей попытки. Напомним, наша девушка работала в IT-сфере. Пробив по Интернету IMEI-код аппарата, она с удивлением узнала, что впервые это капризное чудо в коробке было продано еще в 2019 году. Покупать бэушную вещь по стоимости новой не нравится никому. Опытная старушка в таком случае сразу бы вызвала милицию, наша девушка позвонила продавцу.

Работник виртуального прилавка не отпирался. Да, смартфон восстановлен. О чем красноречиво свидетельствует короткое, но емкое слово из трех букв. «Прочтите в специальном окошечке на страничке нашего сайта, — уточнил продавец. — Написано оно, конечно, латиницей, хотя смысл, думаю, понятен: RFB. Если есть трудности с английским языком, погуглите на досуге». Продавец отключился и в дальнейшие переговоры по поводу покупки предпочел не вступать.

Встать, суд идет!

Проблемой покупателя заинтересовались в Минском обществе потребителей. Юристы подготовили исковое заявление, в суде его приняли к рассмотрению. На первый взгляд, дело было довольно легким. Согласно законодательству, информация о товарах должна предоставляться на русском либо белорусском языке, а латинские комбинации из трех букв в эту категорию не попадают. К слову, аббревиатура RFB расшифровывается как refurbished, то есть восстановленная техника. По внешнему виду она не отличается от новой, за тем исключением, что ею уже кто-то пользовался и вернул из-за брака.

Продавец об исходе дела догадывался, но на всякий случай судебные слушания проигнорировал. Увы, решение приняли без него, благо закон это позволял. Интернет-магазин обязали расторгнуть договор купли-продажи, выплатить неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере почти 1 000 рублей, а также компенсировать моральный вред суммой 350 рублей.

Впрочем, это была лишь половина резолютивной части судебного решения. На ответчика налагался еще и штраф в размере величины иска, а неприятным бонусом стала необходимость возместить расходы общества потребителей. Итого на круг выходило около 6 тысяч рублей убытка.

Засада

Казалось бы, справедливость восторжествовала, но… Таких дел в судопроизводстве много. Предоставим слово Вадиму Мазго:

— Действительно, до финала в нашей истории еще далеко. Как выяснилось, продавец является ответчиком по десятку, если не больше, аналогичных исков, поэтому взять с него нечего. Расчеты за смартфоны производились наличными деньгами, движение по счетам отсутствует. Таким образом, процесс взыскания средств способен тянуться до бесконечности. Нынешнюю молодежь можно критиковать за многое, но в чем-чем, а в креативности мышления ей не откажешь. Признаться, за свою практику я с подобным еще не сталкивался. Наша подзащитная не унывает и намерена устроить засаду на продавца. Да-да, я не оговорился. Пригласить к себе домой судебного исполнителя и заказать у продавца доставку еще одного смартфона. Курьер его привозит, демонстрирует документы на товар. В этот момент свои полномочия предъявляет судебный исполнитель. Некоторым образом, это гениально. До момента оплаты имущество принадлежит ответчику, и судебный исполнитель вправе наложить на смартфон арест. Впоследствии гаджет продается с молотка, а деньги перечислят истцу. Сомнительно, конечно, что удастся выручить большую сумму, ведь при продаже будет честно указано, что аппарат восстановлен. Тем не менее это ход!

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ