Что такое умный город, и что сделано в Минске для обретения этого статуса

Беларусь еще полтора десятка лет назад дальновидно сделала ставку на IT, и Минск здесь законодатель моды в стране. Но как угнаться за мировыми столицами? Нашему городу нужно еще хорошо потрудиться, чтобы стать по-настоящему умным.

То, о чем пишут фантасты, рано или поздно становится реальностью. Наткнулся на любопытные предсказания знаменитого Айзека Азимова. Вот каким он видел 2019-й ровно 35 лет назад: «Люди не смогут существовать без компьютеров как в экономике, так и в быту. А страны, которые отстанут, будут, очевидно, страдать». Что скажешь, как в воду глядел.

Словосочетание smart city гуляет по миру уже 20 лет. Каждая продвинутая страна считает за честь создать свой умный город. Что это такое? Определений масса, но главное — это город, максимально удобный для жизни, в помощь его жителям — новейшие технологии. Дальше всех продвинулись в Сингапуре. Этот город-государство всего вдвое больше Минска по площади, в нем проживают 6 млн человек. Этим муравейником управляют миллионы сенсоров, собирая информацию обо всех сферах городской жизни в единый мозг. Каждый житель мегаполиса в своем смартфоне может получить множество полезных помощников: найти парковку на ночь, проложить удобный маршрут, спланировать собственный день. Скоро будет доступным и первый в мире 3D-город. Конечно, сингапурский эталон для многих пока недостижим, но есть к чему стремиться, и Минску в том числе. Есть на то и политическая воля, и светлые головы. «В центре — человек и его комфорт. Все должно быть продумано», — подчеркнул Александр Лукашенко на встрече с минским активом.

С отдельными умными бонусами минчане уже хорошо знакомы. Но важно привести их к единому знаменателю — в этом суть smart city. Задача-минимум — быстрый, доступный и желательно бесплатный Интернет в городе. Это первое, что оценят минчане, и первое, на что обратят внимание туристы. Революции ждать не приходится, но движемся в нужном направлении. Сеть Free Wi-Fi Minsk уже охватывает более 100 точек: пересадочный узел метро, крупные торговые центры, сети фастфуда, заправки. К лету бесплатный Интернет появится на 6 станциях подземки, еще на 4 — до конца года.

В чем мы еще поумнели? Из последнего — любопытный проект по борьбе с автомобильными заторами «Умные перекрестки». Десятки датчиков, вмонтированных в дорожное покрытие, в режиме реального времени собирают информацию о транспортных потоках (скорость движения, количество машин) и фактически самостоятельно управляют светофорами. Тест на проспекте Машерова, а также на нескольких перекрестках в Сухарево полностью себя оправдал. Пора бы выходить в большое плавание. В будущем эта система сможет создать стабильную зеленую волну и станет основой для беспилотного движения.

Для тех, кто путешествует по городу на общественном транспорте, многие умные помощники уже не в диковинку. Например, электронные табло на остановках. Несколько лет эти общественные гаджеты отслеживают движение автобусов, троллейбусов и трамваев в режиме реального времени и подсказывают, сколько минут осталось до прибытия нужного транспорта в конкретное место. Удобно, ничего не скажешь! С прошлого года такая шпаргалка доступна в каждом смартфоне. Специальное мобильное приложение не только подскажет время прибытия автобуса на остановку, но и поможет построить оптимальный маршрут (выбрать наиболее удобный) и даже сообщит, когда нужно выходить из квартиры. Движение всего городского транспорта, а это более 220 маршрутов, на вашем дисплее практически онлайн: данные обновляются каждые 15 секунд. Пока в приложении нет маршруток и пригородных электричек (к вопросу о том самом общем знаменателе), но это вопрос времени.

Один из наиболее успешных умных проектов — сервис 115.бел. Портал «Мой Горад» 115.бел действительно помогает решать многие столичные проблемы, будь то неудобный тротуар во дворе, брошенная машина или громкий шум от мусоропровода. Виртуальная система работает быстро, просто и прозрачно — никакой бюрократии. Принцип: сказано — сделано. На сайте уже зарегистрировано более 80 000 минчан. На данный момент найден выход из 180 000 ситуаций, подсказанных неравнодушными горожанами. Причем каждое решение подкреплено как минимум 2 фотографиями: было и стало. Но это работает только для жителей домов, которые обслуживают ЖЭС. А как быть с товариществами собственников? Они пока за бортом действительно полезной системы. Обидно: испытано на собственном опыте.

В зачет умному Минску новации в поликлиниках. Уходят в прошлое потрепанные медицинские карточки. Им на смену пришла цифровая история болезни. Электронный рецепт уже выдают все столичные поликлиники. Зеленый пластик — удобная альтернатива привычным бумажкам, заполненным чаще совсем не каллиграфическим почерком.

На цифру перешли столичные школы и гимназии. Минские ученики теперь могут похвастаться электронными дневниками. Полистать виртуальный табель успеваемости каждый родитель может, не вставая с дивана. Правда, переходный период несколько затянулся. Педагоги выставляют отметки и в традиционных журналах, выполняя двойную работу. Привычная, но устаревшая бумажная система работает параллельно. Например, в Москве от нее отказались лишь через 10 лет после начала цифровизации. Что ж, подождем.

Еще один удобный бонус для минчан и гостей столицы — оплата проезда в метро с помощью банковской карты. Правда, первый блин едва не вышел комом. Поначалу некоторые пассажиры жаловались на двойное, а то и тройное списание денег со счета. Будем надеяться, недоразумения останутся в прошлом, а нужная и полезная система будет работать как часы. Впереди Европейские игры, приедут тысячи иностранных туристов, которым, конечно же, не с руки возиться с жетонами. Хотелось бы не ударить лицом в грязь. А вот в серфинге по столичным достопримечательностям гостям поможет удобный виртуальный путеводитель по интересным местам нашего города. Мобильное приложение «Минск-Minsk» — то, что нужно туристу, умеющему ценить время.

Главное спортивное событие года станет серьезным экзаменом для нашего smart city, а еще хорошей возможностью продвинуть идею умного Минска. И этим мы действительно могли бы выгодно отличаться хотя бы от других столиц СНГ.

Фото Анатолия Дрибаса

Самое читаемое