Что учитывает суд при рассмотрении исков, касающихся интересов несовершеннолетних
Что учитывают судьи при рассмотрении исков, касающихся интересов несовершеннолетних, и зачем нужно развивать институт семейной медиации? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель суда Фрунзенского района Светлана Мисуно.
Молодожены всегда надеются: их счастливый союз продлится всю жизнь. Однако статистика говорит, что каждый второй брак распадается. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2019 г. на 62 744 брака пришлось 34 470 разводов.
— Практически любой развод затрагивает судьбы детей, — говорит Светлана Эдуардовна. — С начала года в суде Фрунзенского района рассмотрено 1 140 исковых заявлений о расторжении брака между супругами, имеющими несовершеннолетних сыновей и дочерей. Для многих разрыв отношений — это не только юридическое оформление развода, но и раздел имущества, долгов и, к сожалению, спор о детях.
Сегодня в судах рассматривается значительное количество дел, которые так или иначе затрагивают интересы ребенка: взыскание алиментов, установление отцовства, усыновление, лишение родительских прав, восстановление в них и иные. Можно выделить споры, связанные с воспитанием детей, — об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, о передаче несовершеннолетнего на воспитание и об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей.
— Что учитывают при рассмотрении таких дел?
— Множество факторов: возраст ребенка, его состояние здоровья, привязанность к папе и маме, их личностные качества, отношение к несовершеннолетнему, возможность создания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологической атмосферы для его развития и воспитания.
Кроме того, нужно установить, имели ли место факты недостойного поведения отца и матери: появления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, злоупотребления правами, психологического или физического насилия, воспитания у ребенка неприятия второго родителя.
Однако, принимая решение по существу, суд в первую очередь учитывает интересы несовершеннолетнего.
— Согласно действующему законодательству обязанность представить необходимые доказательства лежит на сторонах и других юридически заинтересованных в исходе дела лицах.
— Поэтому каждый из родителей может представить суду в подтверждение своей позиции письменные материалы, фотографии, аудио- и видеозаписи, характеристики с места работы, справки из школы или детского сада, а также заявить ходатайство о вызове и допросе свидетелей.
Следует отметить, что еще на стадии подготовки дела к разбирательству судья поручает органу опеки и попечительства провести обследование жилищно-бытовых условий, в которых находится ребенок, а также других родственников, претендующих на его воспитание, и дать заключение. Участие в заседании представителя органа опеки и попечительства при рассмотрении подобных споров является обязательным.
— Но с 10 лет ребенок вправе высказать мнение, с кем из родителей хочет проживать.
— Его мнение выясняется органами опеки и попечительства. При необходимости судья в присутствии педагога беседует с ребенком. Как правило, указанные выше дела рассматривают те, кто имеет значительный стаж работы и воспитывает собственных детей.
— Может ли суд назначить какую-либо экспертизу?
— В сложных ситуациях по ходатайству одной из сторон либо по собственной инициативе суд назначает психолого-психиатрическую экспертизу. Специалисты, используя различные методики, в том числе с помощью игр и рисунков, оценивают индивидуально-психологические особенности ребенка, его отношение к папе и маме, к кому из них он больше привязан. Кроме того, исследуется вопрос, не оказывается ли на несовершеннолетнего негативное воздействие со стороны членов семьи, когда идет речь о выборе места проживания или об общении с одним из родителей.
Перед экспертом также ставятся вопросы, касающиеся психологического состояния отца и матери. Например, способны ли они воспитывать ребенка надлежащим образом, не влияют ли плохо на его развитие и психоэмоциональное состояние и так далее. К сожалению, такие обследования показывают, что дети зачастую вовлечены в конфликт взрослых, общение с ними вызывает у них тревогу и беспокойство.
Важно отметить: какое бы решение не вынес суд, это не препятствует второму родителю снова обращаться с иском, если изменятся обстоятельства, сыгравшие ключевую роль при оглашении вердикта.
— Согласитесь, бесконечные судебные тяжбы не лучшим образом сказываются на психологическом состоянии ребенка.
— Выходом из такой ситуации может стать развитие института медиации. В 2019 г. в Кодекс о браке и семье Республики Беларусь внесены изменения, согласно которым урегулировать семейный спор стороны могут с участием переговорщика.
К сожалению, эта практика пока не получила широкого распространения. Граждане по-прежнему обращаются не к медиатору, а в суд. Размер госпошлины за рассмотрение таких споров — три базовые величины. Сумма вполне подъемная для людей любого уровня достатка. Неудивительно, что все предпочитают сразу идти к служителю Фемиды, не желая спокойно обсуждать ситуацию между собой и находить компромисс. Вместе с тем практически по всем вопросам, связанным с воспитанием ребенка, родители могут прийти к соглашению, если приложат к этому обоюдные усилия.
Когда причиной развода послужили супружеская неверность, применение насилия, алкогольная либо наркотическая зависимость одной из сторон, отношения между бывшими мужем и женой носят крайне напряженный и конфликтный характер. Спор о том, с кем останутся дети, как они будут общаться со вторым родителем и будут ли вообще с ним видеться, зачастую вызван не столько заботой об их судьбе, сколько желанием сделать друг другу больно, в какой-то степени отомстить.
— Где выход? Что может подтолкнуть супругов сделать выбор в пользу семейной медиации?
— Полагаю, нужно заниматься правовым воспитанием и обучением граждан. К примеру, ввести в школьную программу предмет «Семейная культура». Также стоит подумать об увеличении размера госпошлины для тех, кто в досудебном порядке не обращался к медиатору и не пытался решить вопрос добровольно. Это позволило бы, во-первых, снизить негативное влияние конфликта на детей, а во-вторых, уменьшило бы нагрузку на судебную систему в целом.
Если одна из сторон не исполняет условия судебного постановления, можно обратиться в отдел принудительного исполнения. К сожалению, исполнение подобных решений нередко сопряжено со скандалами, слезами, угрозами, выяснением отношений между родителями, и чаще всего в присутствии ребенка.
Нужно понимать: решение суда об определении порядка участия в воспитании несовершеннолетнего регулирует обязанности как истца, так и ответчика. Например, если постановлено, что мама передает сына отцу в 10:00 каждую субботу по месту их проживания, а отец возвращает его в 20:00, то мать не имеет права препятствовать общению и не пускать несовершеннолетнего по надуманным причинам. Отец же должен вовремя его забрать и вернуть.
Когда между сторонами поддерживаются уважительные отношения, условия могут корректироваться в связи с объективными причинами. Например, если дети болеют или отца отправили в командировку, то время встречи может быть перенесено по согласованию родителей.
В случае игнорирования требований судебного исполнителя гражданина имеют право привлечь к административной ответственности и наказать штрафом. Например, в нынешнем году в суд Фрунзенского района на рассмотрение поступило шесть протоколов, составленных в отношении женщины, которая чинила препятствия для общения отца с ребенком.