Что входит в обязанности депутата Нацсобрания
О парламенте, зачем он нужен и об обязанностях депутатов корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель начальника отдела правовой, аналитической и методической работы аппарата ЦИК Беларуси Иван Толкач.
Нефть или парламент?
— Иван Анатольевич, начнем, пожалуй, с самого простого. Что такое парламент и для чего он простому человеку? Наблюдаю ситуацию глазами белорусского обывателя, и выглядит она примерно так. Люди ждут от своего депутата, чтобы дорогу сделал, кодовые замки на дверях подъезда поставил, детский садик поближе к дому построил. А депутаты парламента ведь ничего подобного сделать не могут на самом-то деле. Это просто не их компетенция. Но люди порой разочаровываются и бурчат: «Ну вот, нас опять обманули!» Разве не так?
— Разумеется, нет. Этот вопрос находится в плоскости правовой грамотности. Но чтобы полнее осветить данную тему, следует для начала поговорить об истории и особенностях парламентаризма. Ведь такой орган есть не везде. Например, в Саудовской Аравии парламент, который формируется путем выборов, отсутствует.
— Так, может, отсутствие парламента и наличие той же нефти делают страну успешной?
— Я думаю, что этот критерий нельзя рассматривать как определяющий. Все зависит от способности к самоорганизации людей, населяющих ту или иную страну, уровня их образованности и т. д. Вот, к примеру, успешная Швейцария как раз имеет богатейший опыт парламентаризма. Причем это опыт прямой демократии, основанной на вековых традициях.
— И что стоит за этой фразой про «прямую демократию»?
— Прежде всего то, что парламент — орган, в который граждане, подумав как следует, выбирают своих представителей. В древние времена в связи с небольшой численностью населения и децентрализацией внутри государственных образований для решения вопросов общин собирались старейшины. Вече у славян, тинг у германцев, древних скандинавов и т. д.
Собирались и обыкновенные граждане — горожане, крестьяне. Они решали вопросы, которые были для них особенно важны: как жить и по каким правилам, что выполнять или что не следует выполнять ни при каких условиях.
— Вообще, новгородское вече закончилось очень плохо. Там Иван Грозный всех разогнал и просто утопил в крови город за вольнодумство.
— Роль личности в истории всегда очень сложный вопрос, который зачастую зависит от принятого в данный момент подхода со стороны сообщества историков. Например, в случае с Иваном Грозным историю его правления ведь писали противники царя, которые одержали верх по окончании смуты.
Во многом от летописцев зависит, кто войдет в историю, а кто вляпается. Если же вернуться к нашей теме, то было бы неправильно формы народного принятия решений связывать с формой правления.
— В общем, человека посылали для того, чтобы он представлял интересы определенной группы населения?
— Можно и так сказать (улыбается), хотя мне все же больше нравится «избирали»… А если серьезно, то именно так реализовывалась главная функция парламента — обеспечивать представительство всех групп населения и всех территорий, вырабатывая правила жизни, которые устроят максимальное количество граждан, с целью недопущения внутригосударственных конфликтов и розни любого формата.
И сегодня мы в Беларуси имеем те же основы, но совсем другой уровень законодательного оформления общественных отношений. Соответственно, и понятийный аппарат другой. Так, наши депутаты избираются по мажоритарной системе.
О понимании мажоритарной и иных избирательных систем
— Напомните суть этого термина, если можно…
— Мажоритарная система предполагает избрание представителей граждан от округов, то есть от конкретных территорий. Вот главный принцип. Кроме того, именно мажоритарная система позволяет избирать не политическую силу, а человека, который будет представлять избирателей своего округа и перед этими избирателями держать ответ.
В итоге депутаты белорусского парламента регулярно проводят собрания в округах, где отчитываются, что ими было сделано за определенный период. То же самое происходит и в отношении депутатов местных Советов. Но нужно отметить вот что: большинство из них работают, по сути, на общественных началах, в то время как депутаты Палаты представителей трудятся на профессиональной основе.
— Кстати, люди на заре развития парламентаризма в Беларуси задавались вопросом: зачем избирать врачей и учителей в парламент, если туда можно привлечь юристов и снять проблему с законами? А ведь действительно: зачем?
— Все просто. Есть люди, которые знают, что нужно делать. Есть те, кто понимает, как это сделать. Наконец, есть специалисты, умеющие облечь эти «что» и «как» в форму законодательных актов. По моему мнению, запрос на конкретные действия идет от народа. А уже депутат, взаимодействуя со своими избирателями, видит и понимает, что нужно делать. Разумеется, если он на своем месте. В этом случае, опираясь на собственный жизненный опыт, а также на опыт своих помощников, он вырабатывает способы реализации того или иного запроса.
А юридический аппарат обладает нужными компетенциями, чтобы положить все это на бумагу и создать полноценный правовой акт.
Такой подход доказал свою эффективность. Тем не менее дискуссии по поводу избрания не прямых народных представителей, а представителей политических структур были, есть и будут.
— Есть ли здесь универсальный ответ?
— Нет. Хотя на эту тему в мире ведутся споры уже не одно столетие. И вопросов меньше не становится. Здесь важно понимание: какие функции мы хотим возложить на парламент? Ведь в основе планирования любого процесса должно лежать целеполагание. Если мы хотим иметь в первую очередь законодательный орган, это один подход. Если должна преобладать представительская функция — другой. В том случае, если обществу навязывается говорильня для отвлечения от бытовых проблем, — третий и т. д.
— Одним из самых актуальных исторически остается вопрос с полномочиями. Как к парламенту должна относиться исполнительная власть: подчиняться или параллельно формироваться?
— Разные государства на эти вопросы отвечали по-своему. К примеру, швейцарцы заявляли: у нас есть парламент, возможность для референдума, и достаточно.
У французов же президент стоит над парламентом. И это благодаря инициативам генерала де Голля, которому нужно было быстро принимать решения, выявлять кризисные задачи и решать их максимально оперативно.
Или посмотрим на США. Там сегодняшняя законодательная система сформировалась не так уж и давно — только после гражданской войны XIX века. В США нет правительства. Фактически администрация президента выполняет его роль. Но зато имеется федеральная система, при которой и конгресс, и сенат достаточно сильны.
Почему в Беларуси возникла президентская республика
— Это все интересно, но давайте посмотрим на опыт нашей страны…
— В Беларуси 30 лет назад сложилась своя система, во многом уникальная для постсоветского пространства. Причины ее возникновения известны. После трагического развала СССР молодая республика находилась в глубоком кризисе. И печально знаменитый Верховный Совет 12-го созыва, кстати, не был профессиональным парламентом.
Скажу больше. По первой редакции Конституции Республики Беларусь 1994 года профессиональность парламента не была закреплена. Это произошло только по итогам референдума 1996-го.
— Правильно ли я понимаю, что депутат Верховного Совета в начале 1990-х совмещал свою деятельность в парламенте с основной специализацией и работой?
— Именно все так и происходило. И если мы посмотрим на коллизии 1991-1992 годов сейчас, то возникнет очень много вопросов, суть которых сводится к закономерному вопросу: «Как тогда можно было качественно выполнять свои функции, совмещая две работы, формировать исполнительную власть, а потом требовать от нее перед этим парламентом каких-то отчетов?!»
В 1996 году был сделан исторический шаг: 27 лет назад в нашей стране сформирован первый профессиональный парламент. Тогда же начал формироваться его профессиональный служебный аппарат.
Депутаты бывают разные, но…
— Вернемся к теме, с которой начинали: о том, что от парламентариев зачастую требуют решать вопросы с текущими трубами, с разбитым асфальтом и прочим. Но у высшего законодательного органа несколько иные задачи по определению. Тем не менее избиратели все равно обижаются и заявляют, что верить власти нельзя. Как решить этот извечный вопрос?
— То, о чем вы говорите, проблема известная. Просто не у всех белорусов по сей день есть четкое представление о работе парламента и специфике деятельности местных Советов.
— И что же делать? Только не говорите, что нам нужно срочно образовывать граждан. Эту фразу я слышу с детства, и она вызывает примерно такую же реакцию, как уникальный слоган: «Курение вредит вашему здоровью».
— Белорусы — одна из самых образованных наций в мире. Я нисколько не преувеличиваю. С одной стороны, это заслуга нашей системы образования, с другой — результат понимания гражданами важности знаний, уважение к «ученым людям». Тем не менее события 2020 года показали, что есть существенные пробелы в политической и правовой грамотности белорусского общества.
Непонимание сложности административно-командной системы, слабое представление об основах государственного строительства, недостаточная погруженность в общемировые политические процессы привели к тому, что многие люди приняли за чистую монету мифические нарративы так называемой оппозиции. И все это в итоге чуть не привело к катастрофе. Только благодаря твердой позиции и мужеству Президента, слаженной работе, а во многих случаях и героизму представителей силового блока мы сегодня живем в спокойной, уютной и по-хорошему привычной Беларуси.
Поэтому усилия государства по политическому и правовому просвещению граждан абсолютно оправданны. И одной из главных государственных задач, на мой взгляд, является организация перехода от политизированности общества к его политической грамотности. Есть ведь классическая схема: критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай. Если критикующие перейдут на уровень осмысленного предложения, то они либо согласятся с властью, либо сформируется настоящая разумная оппозиция. А государство и общество от этого только выиграют.
Смотрите также: