Что заставило Трампа передумать. Разбираемся в экономической подоплеке решений американской администрации
На прошлой неделе мировые финансовые рынки испытывали серьезные потрясения. Основные фондовые индексы теряли в цене и вновь поднимались, золото обновило очередной исторический максимум, а основная валютная пара евро/доллар выросла в цене до максимума с марта 2022 года. Причиной такого нервного поведения мировых денег стали решения американской администрации. Сначала о введении повышенных тарифов на импорт в отношении практически всех стран, а затем такое же неожиданное решение о заморозке повышения на 90 дней. Что же послужило причиной такого резкого изменения настроения нового руководства Штатов — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото Синьхуа
Для понимания всей этой истории взглянем на первопричину: для чего господин Трамп развязал тарифную войну? Во-первых, это выполнение одного из предвыборных обещаний. Трамп сказал — Трамп сделал. Но какова основная цель этого обещания? Дело в том, что истина всегда находится где-то посередине.
Например, импортные тарифы американского и европейского автопрома существенно отличаются. И не в пользу американцев, поставляющих машины в Евросоюз. Те же европейцы экспортируют авто в США при куда меньшей пошлине. Некоторые белорусские автодилеры хорошо знают этот нюанс и стараются покупать европейские машины в Америке, так как там они существенно дешевле.
Но это как-то несправедливо, ведь конкурентная цена не в пользу Штатов. И так по длинной линейке экспортных товаров из США во многие страны. Это факт.
Кроме того, при повышении тарифов производителей стимулируют переносить производство туда, где будет продаваться товар (читай — в США), а это создание новых рабочих мест, налоги и т. д. Именно это декларировал господин Трамп во время предвыборной кампании и такова цель повышения тарифов. Но у каждой медали есть обратная сторона.
И нашем случае это вероятность повышения цен, то есть рост инфляции, и падение американского фондового рынка. Именно на это обстоятельство указывает принятое господином Трампом решение о временной отмене собственного решения. Но как мы знаем — нет ничего более постоянного, чем нечто временное. Что же остановило президента США?
Среди множества финансовых инструментов и активов, торгующихся на финансовом рынке, есть один, особенно чувствительный для государственного бюджета. Это государственные облигации, трежерис в случае с Америкой.
Эти ценные бумаги по факту давно стали второй валютой США. Как мы знаем, у каждой облигации есть номинал (то есть, сколько за нее эмитент, или правительство Штатов, обязаны выплатить держателю при погашении), рыночная цена и доходность. Цена и доходность в процессе вторичного обращения на рынке меняются в зависимости от текущей конъюнктуры. Цена и доходность прямо противоположны. Есть спрос — выше цена и ниже доходность. Значит, правительству (в нашем случае) меньше платить по купону. И наоборот. Нет спроса — ниже цена и выше доходность. И платить, следовательно, больше. Вот тут-то и зарыта наша собака.
С момента объявления тарифных изменений фондовый рынок стремительно покатился вниз. Вместе с ним началась широкая распродажа американских бумаг. Доходность самых популярных десятилетних трежерис выросла до 4,55 %. А инфляция в США в это же время, по данным на 10 апреля 2025 года, составляет 2,4 %. То есть переплата против инфляции почти в два раза. А кроме растущих затрат для государственного бюджета распродажа государственного долга наносит более глубокую рану в виде репутационных потерь.
На протяжении длительного времени американские трежерис стали основой и эталоном надежности американской финансовой системы. И подрыв этих основ стоит гораздо дороже предполагаемой выгоды от повышения тарифов и дополнительных поступлений в государственную казну. Тем более что это пока желаемое. А рост доходности гособлигаций — это уже действительное.
Как только на финансовом рынке начала формироваться угроза американским государственным бумагам — пришлось срочно принимать решение. Но это свидетельствует о новой тенденции в политике США — не государство управляет рынками, а рынки заставляют правительство менять решение. Это что-то новое в финансовой системе Штатов и побуждает по-иному взглянуть на роль доллара в мировой финансовой системе. Выходит, что из мировой резервной валюты он постепенно превращается в региональную платежную систему наряду с евро, юанем и им подобным. Безусловно, на территории США «бакс» никто не отменяет и ничем не заменяет. Но вот в глобальном масштабе его роль нивелируется. Понаблюдаем за очередными новостями «от Дональда».
Читайте также:
- Доллар снова по три рубля. Что влияет на скачки курса валют, и как это отразится на Беларуси
- Одноногий марафонец, гибель подлодки К-8 и БНФ против референдума. Этот день в истории: 12 апреля
- Перестройка по-Трамповски, или почему время дешевого доллара близко к завершению
Смотрите также:

