Дачный сезон. Как заборостроительные истории закончились для заказчиков ущербом в 10 тыс. рублей
Не справившись с возведением одной ограды, индивидуальный предприниматель переключился на другой объект. На деньги попали оба заказчика. О новых случаях, когда забор разделяет не только территорию, но и интересы сторон, корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с юристом Минского общества потребителей Вадимом Мазго.

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com
Недавно мы рассказывали о потребительской драме, разыгравшейся в агрогородке Погост, что в Березинском районе Минской области. Менеджеры крупной, как они заявляли, столичной фирмы пообещали хозяевам одной из усадеб построить монументальный забор. Соседи были поражены, увидев за окном кладбищенскую, по сути, оградку. В суде изумлялись уже все, кроме ответчика. В штате «крупной» строительной фирмы насчитывалось всего два человека, совмещавших должности менеджеров со ставками директора и бухгалтера. В помощь для строительства забора они пригласили шабашников и, подняв цену раза в два, заработали неплохие деньги. Вся прибыль, впрочем, ушла на погашение убытков истцу и выплату штрафа, но дело не в этом. Заборостроительная тема, к удивлению, сегодня наше всё. Владельцы усадеб продолжают огораживаться друг от друга, чему рады не только юридически оформленные фирмы, но и зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предприниматели. К запаху денег, как это часто бывает, подмешивается аромат скандала. Затем участники судебного процесса принюхиваются к казенной атмосфере зала заседаний.
— Вадим Романович, что произошло на этот раз?
— Удивительное совпадение. С ответчиком по нынешнему делу мне довелось познакомиться задолго до этой истории. В начале прошлого года к нам обратилась жительница Минска с просьбой представить ее интересы в суде. У потребительницы имелась дача под Олехновичами, забор на участке уже присутствовал, но фрагментально. Так бывает, когда до возведения чего-то капитального не доходят руки или попросту нет денег. Где-то была установлена сетка-рабица, где-то обычные листы шифера, старые доски и так далее. Но вот руки, наконец, дошли, дачница поднакопила денег и заказала установку нормального, цельного в своем единообразии забора.
Индивидуальный предприниматель, с которым она договорилась, деньги за работу взял, обещав сделать всё в лучшем виде. Стояла ранняя весна, когда дневать и ночевать на даче, контролируя ход строительства, для женщины не имело смысла. Каково же было ее удивление, когда, прибыв однажды на дачу, она увидела законченное изделие мастера. Он подошел к задаче творчески, сработав в спорной технике андеграунда. Проще говоря, нарастил сетку-рабицу в отдельных местах, не тронув остальные. Соседи также смотрели на забор удивленно. Переделывать работу или возвращать деньги мастер не собирался, и потребительница за правовой помощью обратилась к нам.
Нарушения условия договора были очевидными, процесс мы выиграли.
И вот сейчас у нас новая жалоба, где ответчиком выступает всё тот же индивидуальный предприниматель.

Фото носит иллюстративный характер, profkomplekt.ru
— А деньги за прошлый арт-объект он вернул?
— В том-то и суть, что еще нет. Но судебное обременение не мешало ему брать следующие заказы. Возможно, новыми деньгами он расплачивается за старые долги. Мы были удивлены, когда спустя год к нам приходит уже второй потребитель с рассказом об этом же ипэшнике. На этот раз заборостроитель засветился в садовом товариществе сразу за МКАД. Схема увода денег у клиента осталась прежней. Индивидуальный предприниматель берет аванс и пытается возвести баррикаду из подручных средств. Ему дают по рукам, рекомендуя все-таки приобрести стройматериалы, так как деньги выделяются именно для них. В ответ предприниматель включает заднюю, утверждая, что полученный аванс крайне мал и неплохо бы добавить. Заказчик требует предоставить калькуляцию расходов, мастер в свою очередь уходит то ли в запой, то ли на больничный. В эпоху коронавируса и то, и другое распространено, многие даже совмещают. В итоге стройка стоит, а время идет. Без забора сейчас жить сложно, тем более в замкадье. Народу здесь шляется великое множество, а самые безбашенные норовят что-нибудь украсть. Отчаявшийся дачник нанимает другого исполнителя. Земельный участок, наконец, принимает огороженный вид. Остается вытрясти у ипэшника сумму, которая была затрачена на услуги третьих лиц. Увы, легче вытащить ржавый гвоздь из забора руками. Денег на счету у предпринимателя нет, имущества тоже, квартира, в которой он проживает, оформлена на сожительницу, она же по совместительству бухгалтер.
— Похоже, сам он от неприятностей огородился неплохо?
— Что есть, то есть. Ответчик даже на судебные слушания не приходил, добиваясь, чтобы решение вынесли заочно.
— А что это дает?
— Время. Предприниматель прекрасно понимает, что вердикт суда окажется не в его пользу. Доказательств нарушения Закона «О защите прав потребителей» много, и все они убедительные. Заочное решение суда можно оспорить, тогда слушания пойдут на второй круг. Логика из притч о Ходже Насреддине, когда или хан умрет, или ишак сдохнет. В конце концов, деньги по иску владелицы дачи под Олехновичами предприниматель возвращает до сих пор. Там обязательств у него набежало на 3 тыс. рублей, еще около 7 тыс. он должен сейчас. Разумеется, если ответчик по-прежнему будет включать задний ход, оба дела можно объединять, обратившись в службу судебных исполнителей. Еще не было случая, когда кому-либо удавалось уйти от возмездия, но, опять же, это занимает время. Поэтому вывод из всех этих заборостроительных историй один: доверяйте профессионалам. В противном случае неприятно удивляться придется уже вам.
Из истории предмета
Самый большой и древний забор в мире — Великая Китайская стена. Ее длина со всеми ответвлениями составляет 21 196 км, толщина — от 5 до 8 м, высота чаще всего 6–7 м. Крупнейший памятник мировой архитектуры, тем не менее, вопреки домыслам, не виден из космоса без использования специальных приборов. Строительство Великой Китайской стены было начато в III веке до нашей эры, чтобы защититься от нападений кочевников-маньчжуров. Правда, помогло это лишь отчасти — маньчжуры попросту обошли стену. По разным источникам, при ее строительстве погибли от 400 тыс. до 1 млн человек. Их тела замуровывали в саму кладку, поэтому стена является самым большим в мире кладбищем.
Смотрите также:

