Дамское счастье: минчанка печет хлеб, прядет и создает кукол
Минчанка Елена Ходасевич выпекает хлеб, создает кукол и занимается прядением. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнавала, как изменилась жизнь современной горожанки после того, как она посвятила себя любимому делу и начала возрождать традиции.
Елена 22 года работала инженером. Все это время ей было тесновато в офисе и в профессии. Душа тянулась к творчеству, которому всегда находилось место в жизни. Сегодня то, чем Елена занимается, уже гораздо больше, чем просто хобби.
Куклы, которые оберегают
Какая девочка не любит кукол? Но многие вырастают и забывают о них до появления дочерей и внучек. Елена о них не забывала никогда и относилась трепетно и нежно. В детстве мастерила кукол из природного и подручного материала. В школе научилась шить мягкие игрушки. В 15 лет стала сама себе портнихой.
– Когда у меня родилась дочь, я с энтузиазмом наряжала ее кукол, – рассказывает женщина. – А потом в Интернете познакомилась с куклами-тильдами, вальдорфскими куклами и самостоятельно освоила новые технологии.
Сегодня Е. Ходасевич создает текстильные куклы в авторской технике, причем исключительно из натуральных материалов. Изготавливает их в подарок и на заказ. Фавориты Елены – куклы-сплюшки. Это своего рода обереги для детей и взрослых.

Куклы-сплюшки
Минчанка участвует в различных выставках ремесленников, а последние три года еще и в городском фестивале «Город и книги». Представляет там свои творения, созданные по образу литературных персонажей современных авторов: Марии Ботевой («Маяк-Смотри»), Марины Аромштам («Легенды об Ураульфе»), Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак» («Гимназия № 13»). У каждой куклы Е. Ходасевич – своя история появления на свет.

Кукла Эльза
– Несколько лет назад я побывала в Латвии, в рыбацком поселке Рагациемс, и меня покорил местный маяк, – вспоминает мастер. – Когда, готовясь к очередному фестивалю, прочла повесть «Маяк-Смотри» Марии Ботевой, сразу увидела, какой будет главная героиня – девочка Эльза. Куклы для меня живые. Бывает, какая-нибудь раскапризничается и требует иного, чем мне изначально виделось, платья, прически или выражения лица. Иногда образ долго рождается, зато потом удивительно быстро материализуется, а случается и наоборот.
Запах домашнего хлеба
Вот уже 10 лет в семье Елены не покупают хлеб в магазине, а едят исключительно собственный, испеченный в духовке. В чем его особенности?
– Это ржаной хлеб, приготовленный так, как делали наши бабушки и прабабушки, без строгих рецептов, – отмечает собеседница. – Все ингредиенты (а это мука, закваска, соль, мед) беру на глаз, опираюсь на консистенцию. Хотя некоторые хитрости, конечно, у меня есть. Когда прикасаешься к традиции, начинаешь ее придерживаться. Я, например, не принимаюсь сейчас за тесто в плохом настроении, когда его замешиваю, стараюсь настроиться на хороший лад.
Несколько лет назад Е. Ходасевич стала печь хлеб еще и на заказ. Родственники, друзья и знакомые охотно берут его в качестве подарка, как национальное угощение в Японию, в Израиль, США, Швейцарию. Дочка Галя придумала маминому хлебу оформление и логотип – «Той самы хлеб». А недавно в соавторстве с единомышленницей Ириной Палагутиной Елена запустила образовательный проект «Свойскi хлеб» для женщин, желающих научиться готовить дома такой традиционный продукт.
– Современный город с его темпоритмом, к сожалению, выбивает из женщины ее женское начало, – считает Елена. – А для семьи оно очень важно: благодаря этому сохраняется очаг. Своим проектом мы с Ириной хотим вернуть подлинный хлеб в наши кухни. Запах хлеба делает дом теплее и уютнее, объединяет семью. «Свойскi хлеб» больше чем кулинарный курс. Здесь женщины общаются, обмениваются полезной информацией, отдыхают душой и «перезагружаются».
Путеводная нить
В 38 лет Е. Ходасевич поступила на заочное отделение в Белорусский государственный университет культуры и искусств на специальность «художник по декоративно-прикладному творчеству». К этому ее подтолкнуло желание освоить ткачество и продолжить дело прабабушки Ольги Степановны, которая была замечательной мастерицей.
– Начав ткать, задумалась о качественном сырье, нитках, – говорит Елена. – И решила научиться прясть. Однажды увидела в Интернете объявление о наборе на курсы Екатерины Горж, которая возрождает прядение в России. Тут меня уже было не остановить! Благодаря ей и ее книге я освоила и это исчезающее ремесло.
Год Елена пряла исключительно на веретене. А потом муж через Интернет заказал на день рождения ей из Польши прялку. В Беларуси найти качественный действующий инструмент не удалось. Сегодня всё – от приобретения шерсти до изготовления изделий – женщина делает сама.
– Для меня очень важно работать с шерстью тех животных (собак, коз, овец), которых хозяева любят, – подчеркивает Елена. – Поэтому приобретаю ее только у проверенных людей – друзей, знакомых, фермеров. Например, носки для членов своей семьи вязала из ниток, полученных из шерсти обожаемой приятелями колли.
Елена убеждена: и хлеб, который она печет, и вещи, которые создает своими руками, – все это живое, несет исключительно позитивную энергетику и обладает исцеляющими свойствами. И еще она верит: если чего-то очень хочешь, занимаешься тем, к чему лежит душа, делаешь все с любовью, то словно помогает высшая сила – посылает нужных людей, новые возможности, подсказывает решения.
– Иногда спрашиваю себя: не странно ли иметь два высших образования и вести такой образ жизни, – признается Елена. – Но, с другой стороны, с тех пор как я отдалась творчеству, получаю гораздо больше удовольствия от жизни. Чаще заглядываю в себя, лучше себя понимаю. И думаю, что приношу больше пользы людям и миру.
Фото Елизаветы Добрицкой, Юрия Илюхина, автора и из архива Елены Ходасевич