«Даже мандариновое варенье сварили». Как инициатива «Теплый дом» помогает молодым минчанам-инвалидам

«Теплый дом»: чему социальный работник Полина Алешина обучает ребят с инвалидностью, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Старшая сестра

Полина Алешина — самый молодой сотрудник Территориального центра социального обслуживания населения Московского района. Ей 18 лет. Учится на последнем курсе Минского государственного колледжа сферы обслуживания по специальности «социальная работа», успешно совмещая получение образования и труд на полставки.

— Я проходила в центре практику, помогала заботиться о бабушках с дементными расстройствами. Здесь окончательно поняла: с выбором профессии не ошиблась. Бывает, люди искренне увлечены идеями гуманизма, но, столкнувшись с реалиями социальной работы, понимают: это не для них. Со мной такого не произошло. Некоторые мои знакомые удивлялись, мол, как не надоедает по десять раз отвечать бабушке с деменцией на один и тот же вопрос, поскольку она сразу забывает услышанное. Разве это проблема? Таковы особенности человека, просто принимаешь их, — считает Полина.

Она первая в семье выбрала для профессиональной реализации сферу социального обслуживания. Родители решение поддержали. И это неудивительно — знали, что заботиться о других, брать на себя ответственность дочке не привыкать. Полина выросла в многодетной семье, она старшая из четверых детей. Двум братьям — 9 и 5 лет, сестре — 1,5 года.

В ноябре в центре стартовала инициатива «Теплый дом». Она реализуется совместно с первичной районной организацией Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам в рамках проекта «Расширение возможностей для независимого проживания людей с инвалидностью в Беларуси» при поддержке Агентства США по международному развитию. Цель — помочь людям с ограниченными возможностями освоить необходимые для самообслуживания навыки. ТЦСОН Московского района первый в городе создал в своей структуре сектор по учебному сопровождаемому проживанию. Когда Полину Алешину пригласили стать частью команды, она с радостью согласилась.

— Это важный проект. Надо уходить от стереотипов, что люди с инвалидностью не в состоянии позаботиться о себе. Так заведено, что многие привыкли полагаться на родителей. Но мама и папа не вечны, могут серьезно заболеть или уйти из жизни. В таком случае несамостоятельному человеку дорога в дом-интернат. Другое дело, если он будет справляться в быту сам. Тогда сможет остаться жить в родных стенах на условиях сопровождения сотрудником социальной службы. Поэтому мы и приглашаем молодежь на обучение в «Теплый дом», — делится собеседница.

Чай с мандариновым вареньем

«Теплый дом» разместился в двух совмещенных квартирах на 1-м этаже жилого дома. Такой вариант выбран не случайно, отмечает Полина. Изучать бытовые премудрости ученикам лучше в условиях, максимально приближенным к домашним. В квартире — две кухни, две спальни (отдельно для парней и девушек), зал для занятий, другие необходимые помещения.

Первая группа участников проекта состояла из трех парней и трех девушек с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна и др. Младшей, Вике, 18 лет. Старшему, Вадиму, — 38.

Работала смена в режиме дневного пребывания. Пандемия коронавируса внесла в процесс свои коррективы — в начале декабря занятия пришлось перенести в онлайн-режим. Однако родители ребят написали коллективное письмо с просьбой разрешить вернуться в помещение «Теплого дома». И руководство центра пошло им навстречу. Конечно, при условии соблюдения необходимых профилактических мер.

— Научили наших подопечных всему, что им нужно уметь для самостоятельного проживания. Уборка в квартире, стирка, глажка, приготовление основных блюд, покупки в магазине и так далее. Обеды в нашем доме делали все вместе. Обязательно первое и второе блюдо, салат, компот. Даже мандариновое варенье сварили! После еды каждый мыл за собой посуду, дежурный по кухне отвечал за окончательное наведение порядка, — рассказывает Полина.

Родители учеников «Теплого дома» подчеркивают: результат ощутимый. Ребята приобрели много новых навыков, стали гораздо охотнее помогать по дому. Главное для мам и пап — в дальнейшем эти умения закрепить, поощрять в молодых людях стремление к самообслуживанию, уверена собеседница.

У первой смены 29 декабря прошел выпускной вечер. А 4 января стартовали занятия второй группы. В ней также шесть участников, выдержан гендерный баланс.

— Мне нравится работать на проекте. В ребятах столько искренности, открытости, доброты, я не перестаю удивляться. За время занятий не только я поделилась с ними своими знаниями и навыками. Они многому меня научили. Например, радоваться мелочам, которые мы не замечаем и воспринимаем как обыденность. Чаще говорить людям добрые слова без какого-то особого повода, просто чтобы увидеть улыбку на их лицах, — поясняет социальный работник.

Дело молодое

После получения диплома Полина планирует продолжить трудиться в территориальном центре. Считает, что престиж профессий сферы социального обслуживания нужно поднимать, поскольку они очень важны для нашего общества. И приток молодежи будет этому способствовать.

— Бытует мнение, что социальная работа подходит больше для среднего и старшего поколений. Но это не так. В последнее время появилось много новых направлений и возможностей. И именно молодежь с ее активностью, креативностью может дать им развитие. А вообще, возраст в нашей работе не имеет большого значения. Главное, чтобы душа была теплым домом, который примет, поймет и согреет любого, — уверена Полина.

Справочно

В Минске в системе социальной защиты трудятся более 3,2 тыс. человек. Основной костяк (свыше 45 %) — сотрудники от 32 до 49 лет. У социальной сферы столицы по-прежнему женское лицо — представительницы прекрасной половины составляют 83 %. Для молодежи в социальной сфере много интересных возможностей.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ