«Даже заплетать косички умею». Уникальный случай: в начальной школе минской гимназии работает учитель-мужчина
На уроках не разрешает поднимать руку и устраивает дискотеки. Уникальный для столицы случай: в белорусскоязычной гимназии № 4 в начальной школе работает учитель-мужчина. За что его обожают дети, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Существует стереотип, что в начальной школе мужчине-учителю не место. Но у меня другое мнение, — высказывает свою точку зрения Сергей Дзержанович. — Да, все удивляются, когда узнают, что я веду уроки у малышей. Но ведь лучшие великие педагоги были мужчинами. Что может смутить в нашей работе представителей сильной половины? Например, бумажная работа. Ну не лежит у нас душа к этому! В начальной школе к каждому уроку должны быть проверены тетради. Например, завтра у меня белорусский язык и математика. Значит, предстоящая ночь будет насыщенной: 56 тетрадей! Кроме того, подготовить план-конспект занятий — без этого никуда. Но надо еще срочно сделать социальные паспорта учащихся, план воспитательной работы на полугодие и мероприятий на предстоящие каникулы, отчеты по многочисленным инструктажам, заявления на факультативы, кружки и другое. Толстенная папка выходит.
Педагог признается: ему комфортно работать с малышами: они такие непосредственные, добрые.
— Вместе с ними учусь новому. Даже заплетать девочкам косички умею, — говорит собеседник.
Танцы у доски
Урок математики в 4-м классе.
— Дапаможам Папялушцы пашыць сукенку. Яе трэба ўпрыгожыць стужачкамі, — обращается к ребятам 35-летний учитель Сергей Дзержанович.
За его спиной вместо доски белоснежный экран для проектора. На нем изображены ленточки разной длины.
— Якія выбраць, каб у суме атрымаць 60 см? — педагог обозначает задачу, и дети приступают к вычислениям.
— Насколько уместны информационные технологии в начальной школе? — спрашиваем молодого наставника.
— У современных мальчишек и девчонок прекрасно развита зрительная память. Если новую тему сопровождают картинки и интерактивные задания, информацию усвоят наверняка. Хотелось бы в кабинет приобрести цифровую панель. Младшим школьникам нравится водить пальцем по экрану, решая задачи, — Сергей Владимирович прерывает рассуждения: по классу пробегает шепот, раздаются смешки. — Трохі адпачнем!
— Ура, дыскатэка! — бурно высказывает радость кто-то из класса.
Ребята вскакивают с мест. В кабинете загремела музыка, на экране появились любимые персонажи из мультфильма про Винни-Пуха. Танцуют все: тигр, медвежонок, поросенок. Каждый — в своем стиле и в меру своих способностей. Полосатый, например, прыгает. Дети повторяют за ним со всей отдачей. Да так, что в класс заглядывает проходящий по коридору коллега-педагог. Видимо, шумная вечеринка привлекла внимание. Четвероклассники хохочут и пуще прежнего пляшут. Длится бурное веселье пару минут. Но вот музыка утихает, школьники садятся за парты. А у меня в голове проносится: «Что это было?»
Но цель достигнута: после такой физкультминутки дети, выплеснув энергию, продолжают сосредоточенно заниматься.
Разговоры после звонка
— Мне кажется, он добрее, чем женщины-учителя. В 1-й класс ходила в другую школу. Там педагог была строже, — замечает четвероклассница.
— Когда допускаем ошибки в заданиях, не злится, — приводит свой аргумент в поддержку учителя-мужчины еще один маленький школьник.
На перемене собрался неформальный кружок: юные эксперты системы образования делятся своими наблюдениями.
— Ему часто перед уроками жена звонит. Всё время называет ее любимой, — хихикают девчонки.
Из беседы узнаем: несмотря на то, что Сергей Владимирович — добрая душа, существуют правила, которые никто не решается нарушить: на уроке нельзя бегать по классу, есть и пользоваться мобильными телефонами.
— Ребята их сдают в начале занятий, — улыбается педагог. — Но есть исключение: в первый и последний дни четверти это правило не действует. Тогда они на переменах гаджеты из рук не выпускают. А вообще я дипломат. Не повышаю голоса, не применяю строгого наказания за плохую дисциплину. Загалдели во время занятия— стою молча, смотрю на них. Успокаиваются.
Учитель держит школьников в тонусе весь урок. И вот как. Демонстрирует запрещающий знак — карточку с перечеркнутой ладошкой. Это сигнал для детей: руку тянуть не стоит, если знаешь ответ на вопрос. У Сергея Владимировича своя методика проверки знаний. На его столе — ваза с бумажными полосками, на которых написаны имена детей. С чьим вытянет — тому и отвечать.
Кто в классе хозяин
Сергей Владимирович в своем кабинете не просто учитель — хозяин, как и положено представителю сильной половины человечества.
— В классе клеил обои, красил стулья, вешал светильники. Помогают папы моих учеников. На просьбы откликаются сразу, — замечает педагог.
У него двое сыновей — 6 и 2 лет. Говорит, что благодаря работе понимает, как их воспитывать. Очень важно с ранних лет прививать малышам чувство ответственности.
— В следующем году старший пойдет в 1-й класс. Мне тоже предстоит набирать новых деток, но под свое крыло сына не возьму, — уверяет учитель. — Будет заниматься у другого педагога. Если папа рядом, ему будет не до уроков.
Деловые малыши
Наставник рассказывает: была у него школьница, которая всячески пыталась привлечь к себе внимание на уроке. Шалила, крутилась-вертелась, не унималась после замечаний. В дневник дочери родители даже не заглядывали.
— Беседую с отцом, а он: «Понимаете, у меня бизнес. Супруга тоже в деле». Дал понять: времени заниматься с ребенком нет, — вспоминает Сергей Дзержанович. — Такое отношение взрослых провоцирует соответствующее поведение ребенка: ему просто не хватает внимания. Мне кажется, современные подростки чувствуют некую вседозволенность. При этом их можно заинтересовать. В гимназии — деловой стиль одежды. Помню, зашла речь о галстуках. Один малыш всерьез заявил, что я не имею права такое требовать и вообще галстук — это удушающий элемент.
В таких случаях, считает педагог, заставлять или что-то запрещать — только накалять обстановку. Первым делом нужно привести убедительные аргументы, почему важно следовать тому или иному правилу, и показать на собственном примере.
— Сам каждый день прихожу на занятия в галстуке и костюме. Один раз только надел вместо пиджака джемпер. Ребята подумали: что-то приключилось, — смеется учитель. — Объяснил: отдал костюм в химчистку, похвалил детей за внимательность к деталям.
Сергей Владимирович работает учителем начальных классов 11 лет. В его послужном списке — 3 выпуска.
— В этом году мои первые ребята уже получили аттестат. На торжественном вечере плакали. Я прикипел к ним душой. Помню, когда они оканчивали 4-й класс, пошел к директору и попросил перевести меня в старшую школу. Решил, что буду учителем белорусского языка и литературы и классным руководителем у своих же воспитанников, — улыбается собеседник. — На что директор сказал, что я лучше смотрюсь в начальной школе.
Тогда Сергея Дзержановича, недавно окончившего вуз, действительно могли принять за старшеклассника. Он остался с малышами. Директор поступил мудро: талантливого педагога полюбили и дети, и родители.
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
День учителя: интересная статистика о белорусских школах и учителях