1200h90 2

«Даже заплетать косички умею». Уникальный случай: в начальной школе минской гимназии работает учитель-мужчина

На уроках не разрешает поднимать руку и устраивает дискотеки. Уникальный для столицы случай: в белорусскоязычной гимназии № 4 в начальной школе работает учитель-мужчина. За что его обожают дети, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

LK2A9232— Существует стереотип, что в начальной школе мужчине-учителю не место. Но у меня другое мнение, — высказывает свою точку зрения Сергей Дзержанович. — Да, все удивляются, когда узнают, что я веду уроки у малышей. Но ведь лучшие великие педагоги были мужчинами. Что может смутить в нашей работе представителей сильной половины? Например, бумажная работа. Ну не лежит у нас душа к этому! В начальной школе к каждому уроку должны быть проверены тетради. Например, завтра у меня белорусский язык и математика. Значит, предстоящая ночь будет насыщенной: 56 тетрадей! Кроме того, подготовить план-конспект занятий — без этого никуда. Но надо еще срочно сделать социальные паспорта учащихся, план воспитательной работы на полугодие и мероприятий на предстоящие каникулы, отчеты по многочисленным инструктажам, заявления на факультативы, кружки и другое. Толстенная папка выходит.

Педагог признается: ему комфортно работать с малышами: они такие непосредственные, добрые.

— Вместе с ними учусь новому. Даже заплетать девочкам косички умею, — говорит собеседник.

Танцы у доскиLK2A9016

Урок математики в 4-м классе.

— Дапаможам Папялушцы пашыць сукенку. Яе трэба ўпрыгожыць стужачкамі, — обращается к ребятам 35-летний учитель Сергей Дзержанович.

За его спиной вместо доски белоснежный экран для проектора. На нем изображены ленточки разной длины.

— Якія выбраць, каб у суме атрымаць 60 см? — педагог обозначает задачу, и дети приступают к вычислениям.

— Насколько уместны информационные технологии в начальной школе? — спрашиваем молодого наставника.

— У современных мальчишек и девчонок прекрасно развита зрительная память. Если новую тему сопровождают картинки и интерактивные задания, информацию усвоят наверняка. Хотелось бы в кабинет приобрести цифровую панель. Младшим школьникам нравится водить пальцем по экрану, решая задачи, — Сергей Владимирович прерывает рассуждения: по классу пробегает шепот, раздаются смешки. — Трохі адпачнем!

— Ура, дыскатэка! — бурно высказывает радость кто-то из класса.

Ребята вскакивают с мест. В кабинете загремела музыка, на экране появились любимые персонажи из мультфильма про Винни-Пуха. Танцуют все: тигр, медвежонок, поросенок. Каждый — в своем стиле и в меру своих способностей. Полосатый, например, прыгает. Дети повторяют за ним со всей отдачей. Да так, что в класс заглядывает проходящий по коридору коллега-педагог. Видимо, шумная вечеринка привлекла внимание. Четвероклассники хохочут и пуще прежнего пляшут. Длится бурное веселье пару минут. Но вот музыка утихает, школьники садятся за парты. А у меня в голове проносится: «Что это было?»

Но цель достигнута: после такой физкультминутки дети, выплеснув энергию, продолжают сосредоточенно заниматься.

Разговоры после звонкаLK2A8894

— Мне кажется, он добрее, чем женщины-учителя. В 1-й класс ходила в другую школу. Там педагог была строже, — замечает четвероклассница.

— Когда допускаем ошибки в заданиях, не злится, — приводит свой аргумент в поддержку учителя-мужчины еще один маленький школьник.

На перемене собрался неформальный кружок: юные эксперты системы образования делятся своими наблюдениями.

— Ему часто перед уроками жена звонит. Всё время называет ее любимой, — хихикают девчонки.

Из беседы узнаем: несмотря на то, что Сергей Владимирович — добрая душа, существуют правила, которые никто не решается нарушить: на уроке нельзя бегать по классу, есть и пользоваться мобильными телефонами.

— Ребята их сдают в начале занятий, — улыбается педагог. — Но есть исключение: в первый и последний дни четверти это правило не действует. Тогда они на переменах гаджеты из рук не выпускают. А вообще я дипломат. Не повышаю голоса, не применяю строгого наказания за плохую дисциплину. Загалдели во время занятия— стою молча, смотрю на них. Успокаиваются.

Учитель держит школьников в тонусе весь урок. И вот как. Демонстрирует запрещающий знак — карточку с перечеркнутой ладошкой. Это сигнал для детей: руку тянуть не стоит, если знаешь ответ на вопрос. У Сергея Владимировича своя методика проверки знаний. На его столе — ваза с бумажными полосками, на которых написаны имена детей. С чьим вытянет — тому и отвечать.

Кто в классе хозяинLK2A8981

Сергей Владимирович в своем кабинете не просто учитель — хозяин, как и положено представителю сильной половины человечества.

— В классе клеил обои, красил стулья, вешал светильники. Помогают папы моих учеников. На просьбы откликаются сразу, — замечает педагог.

У него двое сыновей — 6 и 2 лет. Говорит, что благодаря работе понимает, как их воспитывать. Очень важно с ранних лет прививать малышам чувство ответственности.

— В следующем году старший пойдет в 1-й класс. Мне тоже предстоит набирать новых деток, но под свое крыло сына не возьму, — уверяет учитель. — Будет заниматься у другого педагога. Если папа рядом, ему будет не до уроков.

Деловые малышиshkola

Наставник рассказывает: была у него школьница, которая всячески пыталась привлечь к себе внимание на уроке. Шалила, крутилась-вертелась, не унималась после замечаний. В дневник дочери родители даже не заглядывали.

— Беседую с отцом, а он: «Понимаете, у меня бизнес. Супруга тоже в деле». Дал понять: времени заниматься с ребенком нет, — вспоминает Сергей Дзержанович. — Такое отношение взрослых провоцирует соответствующее поведение ребенка: ему просто не хватает внимания. Мне кажется, современные подростки чувствуют некую вседозволенность. При этом их можно заинтересовать. В гимназии — деловой стиль одежды. Помню, зашла речь о галстуках. Один малыш всерьез заявил, что я не имею права такое требовать и вообще галстук — это удушающий элемент.

В таких случаях, считает педагог, заставлять или что-то запрещать — только накалять обстановку. Первым делом нужно привести убедительные аргументы, почему важно следовать тому или иному правилу, и показать на собственном примере.

— Сам каждый день прихожу на занятия в галстуке и костюме. Один раз только надел вместо пиджака джемпер. Ребята по­думали: что-то приключилось, — смеется учитель. — Объяснил: отдал костюм в химчистку, похвалил детей за внимательность к деталям.

Сергей Владимирович работает учителем начальных классов 11 лет. В его послужном списке — 3 выпуска.LK2A9394

— В этом году мои первые ребята уже получили аттестат. На торжественном вечере плакали. Я прикипел к ним душой. Помню, когда они оканчивали 4-й класс, пошел к директору и попросил перевести меня в старшую школу. Решил, что буду учителем белорусского языка и литературы и классным руководителем у своих же воспитанников, — улыбается собеседник. — На что директор сказал, что я лучше смотрюсь в начальной школе.

Тогда Сергея Дзержановича, недавно окончившего вуз, действительно могли принять за старшеклассника. Он остался с малышами. Директор поступил мудро: талантливого педагога полюбили и дети, и родители.

Фото Ирины Малиновской

Читайте также:

День учителя: интересная статистика о белорусских школах и учителях

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
До –10 °С и преимущественно без осадков будет в Беларуси 7 февраля

Ночью в республике 7 февраля ожидается –2… –8 °С, при прояснениях мороз окрепнет до –10 °С, а днем будет всего –3… +2 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 6-7 февраля 2025 годаПрогноз погоды в Беларуси на 6-7 февраля 2025 года

В пятницу будет облачно с прояснениями и преимущественно без осадков. Лишь ночью в отдельных районах по западу страны прогнозируется небольшой снег. В это время и утром местами образуется слабый туман. На отдельных участках дорог сохранится гололедица. Ветер будет от слабого до умеренного.

В Бресте днем температура воздуха составит 0… +2 °С, в Гродно и Витебске — –1… +1 °С. В Минске, Могилёве и Гомеле можно рассчитывать на 0… –2 °С.

Ограничить применение металлоискателей предлагают в Беларуси из-за «черных копателей»

Существенно ограничить использование металлодетекторов предлагает Национальная академия наук по согласованию с заинтересованными. Об этом журналистам 6 февраля рассказал директор Института истории НАН Беларуси Вадим Лакиза, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

metalloisk

По словам В. Лакизы, проблема «черных копателей» общемировая и сегодня стоит остро. И в соседних государствах, сколько бы ни боролись с этим явлением, искоренить его пока сложно. Один из радикальных вариантов ее решения — запретить использовать металлодетекторы.

Ты можешь их покупать, хочешь — продавай, но использовать можно только в научных или специальных целях. Например, МЧС, военными. Так, как сегодня принято пользоваться квадрокоптерами, — пояснил директор Института истории.

В. Лакиза напомнил о ранее разработанном по поручению правительства плане по противодействию незаконному поиску и обороту археологических артефактов на территории Беларуси на 2024–2027 годы. Предложено создать механизм закрытия сайтов, через которые торгуют артефактами. По закону это собственность государства, а за их продажу предусмотрена ответственность.