Дед Талаш в миниатюре и два десятка Лениных в одном зале. Побывали в музее-мастерской Заира Азгура

Заир Азгур полагал, что некрасивых людей не бывает. В каждом человеке есть неповторимая, присущая только ему особенность, которую и должен заметить настоящий скульптор. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в музее-мастерской легендарного мастера.

музей-мастерская Заира АзгураНикогда не была равнодушна к культуре. Считала Ленинку (так называли Национальную библиотеку, а сейчас это здание Совета Республики на ул. Красноармейской, 9. — Прим. авт.) вторым домом. Не пропускала выставки, театральные премьеры… Но, к своему стыду, ни разу не заглянула в мастерскую Азгура.

Музей расположен в центре Минска на небольшой уютной улочке, названной в честь художника. Оригинальное строение из красного кирпича теряется за зданием «Минскводоканала», поэтому даже многие жильцы соседних домов не знают о его существовании.

Тем не менее посетить уникальную мастерскую стоит. Подобная экскурсия — это путешествие во времени. Она перенесет в другую эпоху. И, возможно, позволит понять, о чем молчат застывшие в гипсе вожди советского времени.

Буквально с порога посетителей встречают два огромных бюста — Карла Маркса и Владимира Ленина. Старожилы помнят, что в 1980-х они находились у здания ЦК КПБ (на ул. К. Маркса, 38). Вожди перекочевали в мастерскую в начале 1990-х.

Монументальные произведения сделаны из бронзы и выглядят весьма внушительно. По словам сотрудников музея, чтобы поместить сюда такие объемные работы, еще при жизни Заира Исааковича разбирали одну из стен. Сегодня это единственные в стране памятники, которые находятся внутри пoмещения.

Основной зал — скульптурный — расположен на втором этаже. Как и многое здесь, он впечатляет с первого взгляда. От пола до потолка, егo высoта 8 м, последняя и самая любимая мастерская Азгура уставлена его творениями. Модели памятников, бюсты, скульптурные группы… Всего представлено 280 произведений. На высоких стеллажах и на полу известные политики, правители, герои войны, деятели культуры и искусств. Здесь можно увидеть 21 изваяние вождя пролетариата! Причем все они разные. Одна из моделей, к примеру, выполнена под наклоном в несколько градусов. Кажется, что Ленин, обращаясь к народу, наклонился вперед.

Рядом с Владимиром Ильичом соседствуют работы разных лет: застывшие в гипсе Иосиф Сталин, Михаил Фрунзе, Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Мао Цзэдун, Якуб Колас, Янка Купала, Петр Машеров, Минай Шмырев.

Невозможно не узнать первую белорусскую оперную диву Ларису Александровскую. Исполнительница «Алеси» в одноименной опере Евгения Тикоцкого прекрасна в белом гипсе. Как и любимая бабушка всех детей Советского Союза Стефания Станюта. И Елена Аладова, кoтoрая была директорoм Национального художественного музея Беларуси в 1944–1977 годах.

Есть и рабoты, пoсвященные прoстым людям. Например, бюст рабочего Сталинградского литейного завода. Скорее всего, мужчина был симпатичен Заиру Исааковичу, и тот запечатлел его в гипсе. Вoзмoжнo, близкие человека, котoрый выступил мoделью, даже не пoдoзревают, что где-то в Минске есть памятник их родственнику.

Невозможно пройти мимо скульптурного ансамбля, украшающего площадь Якуба Коласа. В мастерской дед Талаш с юным разведчиком Панасом по правую руку от народного поэта и Сымон-музыка с Ганкой по левую представлены в миниатюре.

Интересная история у бронзового памятника Иосифу Виссарионовичу, который восседает в кресле. При открытии ГУМа он украшал холл первого этажа главного универмага столицы и простоял там 10 лет. Многие минчане золотого возраста, посещающие экспозицию, об этом помнят. Но отмечают, что тот Сталин был из белого гипса, а этот — в бронзе.

Как выяснилось, модель покрыли специальной тонировкой. Со временем гипс накапливает влагу и разрушается.

Присмотревшись, на некоторых моделях можно увидеть поперечные швы. Дело в том, что работы больших размеров отливают по фрагментам, а затем, словно детский конструктор, собирают в единую композицию. Точно по такому же принципу изготавливают уличные памятники.

Один из стеллажей посвящен семье Азгура: Заир Исаакович, брат Борис, сын Заирит (производное от имени отца Заир и матери Маргарита. — Прим. авт.), мама и отец.

Легендарный скульптор родился на Витебщине в простой семье. Мать была домохозяйкой, папа — извозчиком.

Отец рано умер, маму во время оккупации фашисты живьем закопали в землю. Брат Заира Исааковича был летчиком, всю жизнь прожил в Ленинграде, о судьбе сестры ничего не известно.

Сын народного художника Заирит после смерти отца передал все культурное наследие в дар государству. В 1996-м был создан мемориальный музей. Он основан на базе творческой мастерской Академии художеств СССР и личной мастерской ваятеля.

Творческое наследие народного художника СССР — это более полутора тысяч работ. Его произведения хранятся в собраниях Национального художественного музея, Музея истории Великой Отечественной войны, Государственной Третьяковской галереи и других.

В Минске работы Азгура можно встретить на площади Якуба Коласа, площади Победы (восточный барельеф), на ул. Комсомольской (памятник Дзержинскому). Но больше всего работ там, куда люди заходят нечасто: на Восточном и Военном кладбищах.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ