Делом своей жизни Рубен Атоян выбрал картографию. И довел свою работу до уровня искусства

Каждый минчанин наверняка видел панорамно-перспективные карты Минска. Они изображены на бигбордах по всей столице. 

Их можно приобрести в киосках союзпечати. Такие карты Минска считаются самыми востребованными сегодня. В отличие от традиционных географических карт, на панорамно-перспективных не используются условные знаки, а изображаются подлинные жилые здания, архитектурные памятники и ансамбли, увиденные, будто с высоты птичьего полета и дающие представление о городе в целом.

Мы к ним уже привыкли. И немногие знают, что их появлением минчане обязаны одному человеку – кандидату технических наук, армянину по национальности Рубену Атояну, который в 1990 году вместе с семьей приехал в Минск для развития картографии Беларуси.

Взгляд свысока

Долгие годы, приступая к работе над картой, Рубен Владимирович, начинал с того, что выезжал на место и собирал материал. Многие города он исходил пешком вдоль и поперек, делая наброски от руки. Позже предпочитал во время своих путешествий фотографировать на «цифру». При создании оригинала рисовал тушью каждый домик, каждый памятник, даже деревья. Первые работы Рубен Владимирович делал пером. Потом стал использовать рапидограф – прибор наподобие капиллярной ручки с очень тонким стержнем-иголочкой (толщиной 0,18 или 0,13 мм). А после приступал к завершающему этапу – раскрашивал карты акварелью.

Работа эта очень кропотливая. Представьте себе: чтобы изобразить всего одно здание, нужно провести порядка 200 линий. На каждую карту Рубен Владимирович тратил от одного месяца до полутора лет. Правда, случалось, он создавал свои шедевры (например, Кипра, Иерусалима), не выезжая на место: по путеводителям, географическим картам, альбомам с фотографиями.

В последние годы обновлять карты Минска Рубену Атояну помогала дочь Анна: ходила по столице, фотографировала новые здания.

Конечно, сегодня в работе Рубену Атояну помогает и Интернет: изменения, происходящие в городах, он находит, пользуясь и картами google. Но вот к компьютерным программам при создании своих карт практически не прибегает. Хотя считает, что это очень увлекательная перспектива для молодых последователей.

– Очень важно, приступая к работе над новой картой, определить, с какой точки лучше изображать город, так, чтобы основные здания не заслонялись второстепенными, – делится Рубен Владимирович. – Во время сбора материала я обычно старался подниматься на различные возвышенности и высотные здания. Например, на башни в Венеции. Когда надо было выполнить карту по заказу «Белавиа», меня пустили в диспетчерскую башню, куда посторонним вход строго запрещен. А вот на радиотелебашню в Минске, когда я рисовал первую карту нашей столицы, меня не пустили. А заказывать вертолет для того, чтобы обозревать город сверху, мне не по карману.

Предшественники и последователи

– Панорамно-перспективные карты создавались уже в Средневековье, – рассказывает Рубен Владимирович. – Монахи путешествовали по миру и с натуры изображали города. Картографией занимались такие известные люди, как Леонардо да Винчи, Дюрер, ван Эйк. Много старинных карт хранится в библиотеках и музеях Ватикана и Флоренции.

В отличие от своих предшественников и коллег-современников, которые занимаются художественной картографией, Рубен Атоян, подвел под свою работу научную основу. Еще живя и работая в Ереване, Рубен Владимирович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование методики и технологии создания туристских карт и разработка их новых видов». Изобрел оригинальный способ изготовления трехмерных панорамных карт, собрал уникальный материал, написал и опубликовал более 60 статей по картографии, краеведению, дизайну, технологии создания панорамно-перспективных карт. Вместе с супругой Ларисой Владимировной, тоже инженером-картографом, подготовил ряд очерков по истории мировой картографии.

Несмотря на многовековые традиции панорамно-перспективных карт, круг тех, кто занимается ими сегодня, во всем мире довольно узок. Для успеха на этом поприще требуются художественный дар, и скрупулезность, и исключительное терпение, и обширные знания. Такой набор достоинств и обеспечил Рубену Владимировичу успех в его очень редком ремесле.

Когда Рубена Владимировича спрашивают, есть ли у него ученики, он обычно отвечает: «Нет». Хотя, наверное, это не совсем верно. В 1982–1983 годах он преподавал картографию в Ереванском государственном университете. Не единожды читал лекции о технологии создания панорамно-перспективных карт в университете им. Николая Коперника в Торуне и проводил со слушателями выездные мастер-классы. Одна из студенток этого вуза даже написала магистерскую работу по панорамно-перспективным картам, создаваемым с эпохи Средневековья, и посвятила свое исследование Рубену Владимировичу. В Польше перевели некоторые из опубликованных статей Рубена Атояна и используют их в процессе обучения будущих картографов в Варшавском университете.

Что восхитило в картах Атояна бургомистра Гданьска, и в чем обвинил его сердитый минчанин?

Всего Рубен Атоян выполнил порядка 100 панорамно-перспективных карт регионов, городов, островов, памятников архитектуры, исторических комплексов. В их числе карты Еревана, Москвы, Петербурга, Киева, Вильнюса, Варшавы, Берлина, Кракова, Венеции, Ватикана, Львова, Цюриха, комплекса Ангкор Ват (Камбоджа), курортов Украины и Болгарии, замков Беларуси, Литвы и Польши и др. Больше всего карт (порядка 30), конечно, по Беларуси. Первая панорамно-перспективная карта Минска появилась в 1993 году. С последними изменениями – в нынешнем. Фактически, каждые два года карта столицы обновлялась. И если сравнить издания разных лет, видно, как растет и хорошеет наш город.

Карты в исполнении Рубена Владимировича вызывали восхищение многих известных людей. Покойный Папа Римский Иоанн Павел II был настолько впечатлен, увидев необычные карты родного Кракова в исполнении Рубена Атояна, что увез их с собой в Ватикан. Бургомистр Гданьска пришел в восторг, отыскав на карте города, автором которой был наш картограф, свой дом: даже изображенное дерево заслоняло его окна с той стороны, что и в реальности. Руководству одной из зарубежных фирм в свое время так понравилась работа Рубена Атояна, что ему оплатили командировку в Камбоджу для выполнения карты храмового комплекса Ангкор Ват.

Работа над картами подарила Рубену Владимировичу путешествия в разные страны и города, насытила его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями.

По количеству и уникальности созданного Рубен Атоян уже вполне достоин попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

Правда, недавно он сильно огорчился. На одном из бигбордов с изображением карты столицы какой-то гражданин не обнаружил своего дома и написал жалобу о «распространении недостоверной информации» в отдел архитектуры и строительства администрации Центрального района Минска. Оскорбленный горожанин как-то не учел, что отобразить на панорамно-перспективной карте каждое здание, дерево, новостройку просто невозможно. Это все-таки не фотография.

Время строить: дом и новые планы

Недавно он вышел на пенсию и решил отдохнуть от того, чем занимался более четырех десятков лет.

Сегодня он с удовольствием работает на даче, строит дом. Собирает материал для учебника, который пока условно называет «Карта-графика» и мечтает когда-нибудь издать. У него накоплена масса информации по истории картографии, в частности, по истории картографии Беларуси, по картографии и искусству. И все эти материалы, конечно, хочется сделать достоянием широкой аудитории. А еще Рубен Владимирович всегда интересовался историей Армении. Не один десяток лет он занимается исследовательской работой, чтобы устранить ряд белых пятен в летописи своей родины, вписать в нее новые страницы, пополнить имеющиеся знания. Недавно Рубен Атоян стал членом Международной ассоциации арменоведов.

Не оставляет Рубен Владимирович и своего увлечения живописью. Рисует пейзажи, натюрморты, архитектурные памятники, картины на сюжеты из армянской истории. В общем, ведет такой образ жизни, которому можно только по-хорошему позавидовать.

Самое читаемое