Деловой подход: чему минские предпринимательницы могут поучиться у жительниц Нидерландов

Какой бизнес по плечу женщинам в Нидерландах и что могут взять на вооружение в этой стране минские предпринимательницы, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Развитие женского предпринимательства здесь довольно актуальная тема, лоббируемая на самом высоком уровне. Нельзя сказать, что в Нидерландах представительницы прекрасного пола находятся в каком-то сложном положении. Просто тем, кто продвигает эту идею, хочется добиться для подобной категории налогоплательщиков чуть большего.

— У нас женщины-предприниматели заняты преимущественно в сферах медицины, услуг и образования, — поясняет представительница организации Women’s Business Initiative International Шарлин Ламбер. — В то же время их присутствие в таких отраслях, как наука и техника, значительно скромнее.

Международная ассоциация, которую представляет Ш. Ламбер, работает в Нидерландах на протяжении 12 лет. Базируется в Гааге. За время своего существования WBII поспособствовала созданию более 600 рабочих мест. И это, конечно, не единственное достижение. Организация старается всесторонне помогать женщинам в реализации их бизнес-идей.

Есть ли у предпринимателей, которые работают в Нидерландах, свои «местечковые» трудности?

— Я живу в Голландии с 2006 г. Окончила здесь университет и пять лет назад открыла свой бизнес, — рассказывает Александра Аршанская, которая приехала из Санкт-Петербурга.

Девушка реализует проекты, связанные с фотографией, дизайном и изобразительным искусством. Ее заказчики — люди из разных стран.

— Здесь создана прозрачная система ведения бизнеса, — делится впечатлениями собеседница. — Налоговая, к примеру, всегда знает, сколько у меня денег на счетах. Многое между заказчиком и исполнителем делается на доверии. В моем случае даже переписка по электронной почте может служить официальным договором.

По ее словам, для местных бизнесменов очень важны репутация и наработанные контакты.

Во время поездки по Голландии вместе с группой белорусских предпринимателей довелось побывать на одной из здешних молочных ферм. Это семейный бизнес, совладелец которого — Виллемин Конинг-Хёве.

— На нашей ферме 145 коров, 95 из них — дойные, остальные — молодняк, — вводит в курс дела женщина. — У нас также имеются 50 га земли, которую мы используем под пастбища и для других нужд.

Управляются с хозяйством трое: Виллемин, ее муж и их младший сын.

Надои на одну корову — 27 л в день. Из этой продукции производят сыр, сливки для кофе, десерты, детское питание.

Помимо работы на ферме В. Конинг-Хёве активно участвует в жизни предпринимательских ассоциаций. Она помогает своим коллегам, озвучивая их проблемы на различных уровнях, в том числе международном.

— С какими трудностями сталкиваются нидерландцы, которые заняты в аграрном секторе? Это проблемы разного плана: передачи семейного бизнеса следующему поколению, получения финансовых ресурсов, периодического падения цен на фермерскую продукцию и даже принятия аграриев в обществе. К сожалению, молодежь не очень стремится в нашу сферу. Все меньше парней и девушек хотят стать наследниками семейного бизнеса: слишком велики финансовые риски. Кроме того, фермерам приходится очень много сил вкладывать в свою работу, чтобы получить отдачу. Нужно постоянно балансировать между эффективностью и стабильностью. И это не добавляет фермерству привлекательности, — констатирует она.

Еще одна предпринимательница, с которой удалось пообщаться, — Сандра Мюнстер. В молодости она училась на менеджера в туристической сфере, но, выйдя замуж, стала совладельцем семейного бизнеса. Сфера ее забот — плантация тюльпанов.

По словам С. Мюнстер, ежегодно вместе с мужем они выращивают на продажу 7–8 млн цветов. Также торгуют луковицами тюльпанов и развивают на плантации агротуризм.

Цветы, которые растут в открытом грунте и будут использованы для продажи луковиц, по весне радуют глаз своими яркими бутонами 2 недели. В это время поля представляют собой удивительное зрелище.

— Туристы охотно приезжают посмотреть на эту красоту. За день мы принимаем до 8 больших автобусов, — говорит хозяйка компании.

Что касается цветов, предназначенных для букетов, то с декабря по май каждое утро их отправляют на специальные аукционы.

— Там наши тюльпаны приобретают перекупщики. Один цветок стоит от 4 центов и выше. Правда, цена на товар нестабильна: сегодня — одна, завтра — другая. Поэтому мы никогда не знаем точно, сколько выручим в итоге. Это напоминает игру в казино, — смеется фермер.

Улыбка Сандры — реакция человека, который привык бороться за успех своего дела. В тюльпанном бизнесе деньги зарабатываются нелегко. Это ежедневный, весьма тяжелый труд.

— Этот бизнес требует также серьезных инвестиций, — продолжает С. Мюнстер. — К примеру, только на ящики для хранения луковиц в осенне-зимний период нам пришлось затратить около 100 тыс. евро. А ведь кроме этого необходимы сельхозтехника, теплицы, плантации открытого грунта, оборудование…

Конечно, ведение бизнеса — это всегда риск. В любой стране. Нужно брать на себя ответственность и уметь принимать решения. А еще, как сказала хозяйка молочной фермы, «постоянно балансировать между эффективностью и стабильностью».

— Именно поэтому цель нашего визита в эту страну — познакомиться с представителями нидерландского бизнеса и тех структур, которые содействуют развитию женского предпринимательства, — поясняет участница поездки, заместитель генерального директора КУП «Молодежная социальная служба» Светлана Науменко.

— Мы хотим обменяться мнениями, получить новый опыт и контакты в различных сферах деятельности, — отмечает она. — Планируем, в частности, посетить несколько бизнес-инкубаторов, что даст возможность увидеть, как строится работа подобных структур в Европейском союзе. Нас интересует, какие услуги они предоставляют своим резидентам. Возможно, процесс взаимодействия с предпринимателями у них идет совсем по-другому и есть какая-то разница в подходах. Лучшее, конечно, возьмем на заметку. Потому что наша задача — выяснить, как мы можем улучшить ситуацию для белорусского бизнеса, и научить отечественные компании взаимодействовать с международными организациями, которые помогают в развитии бизнеса.

Визит белорусских предпринимателей в Нидерланды осуществляется в рамках проекта Европейского союза МOST.

Фото автора

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое