Десятки уникальных программ, 17 песен о Минске и гастрольные поездки.  Оркестру «Немига» — 30 лет

Где музыканты оркестра «Немига» репетируют в период пандемии и какие фишки применяют во время выступлений, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель коллектива — композитор и аранжировщик Александр Гембицкий.

Концертный оркестр «Немига» осенью отпраздновал свое 30-летие, однако торжественных церемоний по этому поводу не случилось. Виной всему пандемия, из-за которой весь коллектив — а это 47 человек — ушел на дистанционную работу.

Игра на удалении

Как и у большинства творческих коллективов, у нас сейчас вынужденный простой в общении с публикой. Последний раз мы сыграли в октябре, а сейчас в удаленном режиме занимаемся подготовкой к будущим выступлениям, ищем свежий репертуар, а еще в честь юбилея монтируем клип, который, надеюсь, порадует наших зрителей. Нет, это не клип-катастрофа, как весь 2020 год. Надеюсь, он таким не станет, — смеется и приглашает в гримерку оркестра Александр Гембицкий.

По его словам, несмотря на дистанционную работу, оркестр активно репетирует в индивидуальном порядке, поскольку профессия музыканта обязывает каждый день выполнять определенное количество упражнений.

Тем более духовой инструмент, как ни один другой, связан с организмом человека — это и исполнительское дыхание, и амбушюр (губной аппарат. — Прим. авт.). Все это постоянно должно находиться в хорошей форме, пальцевую технику тоже никто не отменял, — видя мое удивление, спешит успокоить Александр. — Репетиции в квартирах не помеха соседям, не волнуйтесь, это же не игра бесконечных гамм, ребята исполняют кусочки произведений, соло, но даже когда они что-то разучивают, это благозвучно, они же профессионалы!

Музыкальный бренд

Глава оркестра охотно рассказывает о вехах развития коллектива. 30 лет назад его основали заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Белорусской государственной консерватории (ныне БГАМ) Аркадий Берин, дирижер, народный артист России, профессор Лев Муранов и трубач, заслуженный артист БССР Виталий Волков. Они были движимы идеей создать профессиональный духовой оркестр, на тот момент единственный в своем роде в Беларуси. С первых дней за ним закрепилась слава «минского», и сегодня коллектив считается главным городским бендом. И конечно, брендом.

Вначале состоял из большего, по сравнению с сегодняшним днем, количества музыкантов, это было гордо, мощно и красиво. Что касается специфики, то она осталась до сих пор — мы работаем при управлении культуры Мингорисполкома, довольно часто играем на городских мероприятиях, — поясняет собеседник.

Домом коллектива вот уже два года как стал Минский городской дворец культуры, куда музыканты переехали из ДК МТЗ.

Конечно, там мы были гостями, а здесь почувствовали, что въехали в новую квартиру, и творческий фитиль разгорелся с новой силой! — вспоминает переезд руководитель.

Тем более что основная задача «Немиги» на сегодня — выступления перед публикой на сцене.

При этом мы любим концерты, которые проходят на улице. Это тоже своего рода сценическая площадка, где можно охватить еще больше людей. Мы всегда стараемся показывать что-то новое и подтверждать наш высокий уровень профессионализма, — говорит Александр Гембицкий.

Однако играть на свежем воздухе духовикам в разы сложнее:

Звук разлетается, его тяжело собрать и контролировать, а ведь оркестр — это созвучие большого количества партий. На сцене показать все, на что ты способен, легче.

Калейдоскоп звучания

А показать музыкантам есть что. За 30 лет оркестр создал десятки уникальных программ, познакомил минскую публику с джазом, классикой и эстрадными ритмами.

Навскидку все и не вспомню. Играем «Музыку кино», «Ретро-ритмы», классику и классические произведения в джазовом стиле, современную музыку, латиноамериканскую, а также показываем слушателям абсолютно эксклюзивные вещи, проекты, которые состоят из оригинальных произведений, написанных мной. К слову, на создание хорошей программы может уходить до двух месяцев! — рассказывает глава «Немиги».

Подбор репертуара происходит внутри коллектива, кроме того, для принятия окончательных решений создан художественный совет, куда входят участники оркестра, которые заслужили это право своим мастерством, талантом и годами работы.

Первичная инициатива идет от дирижера — у нас большой и серьезный дирижерский штаб: доцент Александр Сосновский, заслуженный артист Беларуси Александр Фёдоров и несколько молодых, скажем так, капельмейстеров. Что касается юбилейной программы, то мы хотели сделать ее максимально разнообразной и показать публике как академические произведения, так и современные. Но не буду раскрывать всех секретов, даст бог, все проблемы этого года закончатся и мы еще обязательно выступим с ней, — вздыхает Александр Гембицкий.

И добавляет: всегда интересно придумывать что-то новое, неожиданное, чтобы показать лучшие грани коллектива.

Наш духовой состав — уже фишка. Звучание партитуры духовиков будет отличаться и от симфонического, и от эстрадно-симфонического оркестра, и, конечно же, от народного. Да и инструментальная палитра настолько разнообразна, что мы можем себе позволить смелые творческие эксперименты, не идя на поводу у моды на кавер-версии. Ведь та же музыка кино — все-таки повторение того, что есть, а мы хотим находить и показывать в нашем звучании новые элементы, которые могут потрясать слушателя.

Репертуар будущего

По словам руководителя «Немиги», все еще есть люди, которые ассоциируют духовой оркестр с игрой грустных ретромелодий где-то у фонтана на старинных желтых инструментах. Однако коллектив давно ушел вперед, чтобы быть в музыкальном тренде.

Безусловно, от репертуара зависит очень многое. Если вы играете «Рио-Риту» или, скажем, «Кумпарситу» — это одно восприятие, а если исполняете Georgia on my mind или классику, то совсем другое. При выборе произведений, даже для уличного праздника, нужно помнить, что впечатления у слушателей об оркестре в том или ином случае останутся абсолютно разные, — считает собеседник.

На вопрос, не тесно ли коллективу в Минске, Александр улыбается и говорит, что оркестр мечтает о гастролях:

Не без гордости скажу, что нам удалось собрать талантливых исполнителей. Как и любому артисту, нам хочется показать себя всему миру или хотя бы белорусам. До сих пор с радостью вспоминаем, как съездили на 1000-летие Бреста и на фестиваль «Ярославские фанфары». Гастрольные поездки, новые сцены дарят артистам те самые незабываемые эмоции, которыми они потом делятся со зрителем во время следующих выступлений.

В репертуаре оркестра «Немига» есть целая программа песен о Минске, сделанная вместе с молодыми вокалистами, артистами Большого театра Беларуси, солистами популярных белорусских групп. В нее входят 17 произведений. В основном это песни, написанные в конце прошлого века. Что касается современного материла для исполнения, то он, по словам Александра Гембицкого, к сожалению, часто недотягивает по классу до шлягеров времен СССР.

О будущем оркестров

Мы наблюдаем историю, в которой даже именитые оркестры заморачиваются, чтобы из своего концерта сделать полноценное шоу. Время диктует новые условия, и просто хорошо играть, сидя на сцене, увы, недостаточно. Зритель избалован информационным потоком, каждый раз он ждет чего-то, чтобы сказать: «Ах! Как здорово!» Уверен, оркестры во всем мире, и наш в частности, будут постоянно трудиться над тем, чтобы выступления были свежими, яркими и запоминающимися. В этом и заключается наша творческая работа! — говорит Александр Гембицкий.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ