Девушки-загадки. Где в Минске отыскать скульптуры, посвященные прекрасным и таинственным дамам
Среди столичных скульптур особенно выделяются изваяния, созданные в честь героини труда, обитательницы другой планеты и девочки с совой. О том, что они олицетворяют и где находятся, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Трактористка
Удивительная скульптура находится около МТЗ. Она переносит нас в 30-е годы прошлого века, когда столицу украшали не бронзовые, а гипсовые изваяния. Не сразу поймешь, кто это. На голове очки как у летчика. Только форма не военная. К тому же черты лица и фигура женские.
Сегодня мало кто догадается, что перед ним скульптура Паши Ангелиной, знаменитейшей трактористки Советского Союза! В 1930–1950-х ее имя знал каждый школьник. Прасковья Никитична Ангелина родилась в 1913 году. Родители были против ее увлечения техникой, но дочь пошла им наперекор. Представьте, что в 16 лет она окончила курсы трактористов и оседлала железного коня. Тогда многие мужчины побаивались даже подойти к гусеничному трактору. Мало того что Прасковья первая женщина-трактористка в СССР, так еще она принялась устанавливать рекорд за рекордом по перевыполнению плана. Она стала символом технически образованной советской работницы. В 1938 году прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!». Паша Ангелина смотрела на людей с газетных полос, плакатов, постаментов. После войны ей вручили вторую Звезду Героя Соцтруда.
Паша рано ушла из жизни: умерла от цирроза печени в 1959-м. Сказалась постоянная вредная работа с машинными маслами и топливом. Тот, кто вспомнит, как перелить бензин из бака в канистру, поймет.
К несчастью, судьба гипсовых и бетонных скульптур того времени печальна. Такие материалы плохо переносят дожди, снегопады и другие капризы природы, а потому недолговечны. Пришедшие в негодность изваяния попросту тихонько убирали. Мало где можно увидеть еще сохранившуюся статую знаменитой трактористки. В Минске одна такая есть. Так что вперед в сквер тракторного завода делать селфи с дважды Героиней и удивлять друзей и знакомых подписью: «Рядом с Пашей». Пусть поломают голову.
Марсианка
«Девушка-загадка» находится у здания Научно-исследовательского института электронных вычислительных машин (НИИЭВМ) на улице М. Богдановича неподалеку от пересечения ее с улицей Некрасова. Вряд ли кто-то догадается что перед ним… марсианка. И не просто жительница Красной планеты, а потомок древних атлантов. Ее зовут Аэлита, что означает «видимый в последний раз свет звезды».
Это скульптурное изображение главной героини одноименного фантастического романа, который написал Алексей Толстой 100 лет назад. Сразу после выхода в печать в 1923-м произведение стало популярным в Советском Союзе. Настолько, что уже в следующем, 1924 году на экраны вышел немой кинофильм «Аэлита». Роман Толстого выдержал несколько переизданий, был глубоко переработан автором в период с 1935-го по 1938-й.
Скульптор Геннадий Асташонок предвосхитил очередной бум интереса к нему. В Минске скульптура появилась в 1978 году, а в начале 1980-х вышел телефильм «Аэлита».
Кстати, в книге героиня с бело-голубым лицом и пепельными глазами.
Мистика
Самая мистическая столичная незнакомка — маленькая девочка, чье бронзовое изваяние установлено в Троицком предместье. «Девочка с совой» — работа скульптора Леонида Зильбера.
Над плечом ребенка летит сова. В Древней Греции эта птица была спутницей Афины, богини мудрости. Она одним крылом указывает путь, а вторым как будто укрывает малышку от ночных страхов. Дело происходит Купальской ночью — автор изваял цветок папоротника, на который ступает девочка. По легенде, найти его можно только в одну-единственную ночь в году. С листа на камень сползает маленькая ящерица. Кто знает, может, она знаменитая «хозяйка медной горы»?
Каждый из этих элементов несет в себе скрытый смысл. Папараць-кветка, по легендам, наделяет нашедшего магическими силами, позволяющими видеть невидимое. Сова олицетворяет мудрость, а ящерица — богатство. Причем все в скульптуре напоминает о троице. Три камня в основании «Девочки» установлены в Троицком предместье. На листе папоротника распускаются три бутона, а землю, человека и небо символизируют ящерица, девушка и сова. Найти эти скрытые смыслы должен сам зритель.
Неудивительно, что есть у скульптуры своя легенда. Придя к ней, человек, особенно творческой профессии, должен сделать выбор и дотронуться до желаемого элемента. Прикоснешься к папараць-кветке — станешь знаменитым, к сове — мудрым, к ящерице — богатым. Ну а если хочешь, чтобы с тобой рядом всегда была твоя муза, дотронься до загадочной незнакомки.
Фото автора
Смотрите также: