Девять лет назад под Минском появился один из крупнейших военных музеев на территории бывшего СССР

Девять лет назад появился один из крупнейших военных музеев на территории бывшего СССР – историко-культурный комплекс «Линия Сталина». 

Здесь демонстрируются авто- и бронетехника, вертолеты и самолеты, а также другие виды армейского вооружения. Инициатором столь масштабной экспозиции стал Благотворительный фонд «Память Афгана» и его директор Александр Метла.

– Александр Михайлович, вы боевой офицер, воевали в Афганистане. Как вам пришла идея создания подобного комплекса?

– Она витала в воздухе. Были энтузиасты в России, Украине. Нас поддержали государство, Президент. Так удалось воссоздать небольшой фрагмент оборонительной линии, тянувшейся от Баренцева до Черного моря по западным рубежам СССР до 1939 года.

– К 70-летию освобождения Беларуси разработана какая-то специальная программа?

– К юбилейным торжествам мы готовились давно. Девять единиц нашей техники пройдут в парадной колонне 3 июля. Это танки БТ-7, Т-34, родоначальник всех современных танков, революционный по конструкции Т-44, автомобили ЗиС-5, ГАЗ-67, артиллерийские орудия. У нас появилась редкая техника. Умельцами из Заславля – Женей Бекешем и Лешей Бойко – изготовлена копия немецкого штабного автомобиля «Кюбельваген». А на днях белорусский дайверский клуб подарил нам 76-миллиметровую полковую пушку, извлеченную со дна Западной Двины в районе населенного пункта Ула. Для Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны мы восстановили немецкий танк T-III. Точную реплику этой бронированной машины Владимир Якушев, его сыновья и Саша Миколуцкий изготовили уже для нашей экспозиции. Пополняется арсенал стрелкового оружия. В частности, восстановлены экземпляры известного немецкого пистолета-пулемета MP-43, появилось советское противотанковое ружье Симонова в рабочем состоянии, на подходе РПД – ручное противотанковое ружье Дегтярева.

– Проект «Линия Сталина» будет развиваться и дальше?

– У нас появилась собственная ремонтно-восстановительная мастерская. Именно там Володя Якушев и его соратники возвращали к жизни T-III, Т-34-76 с редкой пушкой Л-11 1940 года выпуска – их всего-то было сделано несколько сотен – и некоторые другие экспонаты. Вагон для экспозиции нового музея истории Великой Отечественной «Рельсовая война» тоже рождался в этой мастерской. Предстоит много сделать по восстановлению окопов, блиндажей, мостов, деревянные части которых уже нуждаются в реконструкции.

Для любителей путешествий с комфортом мы недавно сделали кемпинг с полным комплексом услуг для жилых прицепов. Там 20 мест, евроразъемы, канализация и прочие удобства. Сегодня стоянка примет первых гостей из Польши, Германии, Финляндии. В последующем мы хотим завершить строительство полевого аэродрома, чтобы могла летать малая авиация, а возможно, и восстановленные боевые самолеты. Есть еще идея оборудовать военный городок. Любой желающий сможет там реально погрузиться в историю: записаться «на службу» в Красную Армию, надеть форму той эпохи, получить оружие, заступить ночью на дежурство по долговременной огневой точке.

– Насколько людям интересна ваша работа?

– Судите сами. 1 июля мы принимали делегацию из 500 человек молодых любителей военной истории, сегодня прибыл «Поезд памяти и славы» с российскими ветеранами, 3 июля к нам также планируются визиты многочисленных делегаций. И поток посетителей не иссякает никогда, будь то юбилейные даты или обычные дни. Особенный восторг наши представления вызывают у жителей Западной Европы. Одна немка после катания на танке неловко спрыгнула с брони и поцарапала ногу. И к ней тут же бросились две медсестры, одна в немецкой форме, а другая в советской. Мы испугались, что фрау будет жаловаться на организаторов, но та была просто счастлива: «Настоящее реалити-шоу. Перфект! Вундербар!» Уже более миллиона посетителей из десятков стран побывали на «Линии Сталина». И пускай военные историки оценивают эффективность этих сооружений. Нам важно, что они хоть на день, хоть на час, но задержали здесь ненавистного врага и приблизили Победу.

Самое читаемое