Директор Музыкального театра Сергей Пукита: «Нельзя опускать руки и полагаться на волю случая»
Директор Белорусского государственного академического музыкального театра Сергей Пукита был представлен коллективу 5 декабря минувшего года. С этого момента прошло немного времени, но новый руководитель смог рассказать корреспонденту агентства «Минск-Новости», в каком направлении будет развиваться театр, чего ждать творческому коллективу и зрителям.
— Сергей Александрович, как вы восприняли предложение возглавить Белорусский государственный академический музыкальный театр?
— Оно стало для меня неожиданным. Видел себя руководителем драматического театра. Полученное образование и опыт работы были связаны именно с этим направлением. Тем не менее, эта возможность показалась интересной. Теперь вникаю в суть процессов, знакомлюсь с коллективом, творческими структурными подразделениями: труппами классического балета и балета мюзикла, оркестром, артистами хора и вокалистами. Уверен, коллектив нужно сохранить, но не исключаю и предстоящую небольшую оптимизацию.
— Вы уже определили направление развития театра?
— Все жанры хороши, кроме скучного, нужно развиваться в различных направлениях. Смотрю спектакли из репертуара театра и вижу, что все сделано на профессиональном уровне. Например, у нас прекрасные оперетты «Мистер Икс», «Летучая мышь». Они собирают полные залы.
Мне важно, чтобы на сцене не было элементов самодеятельности и расхлябанности. Вокал, хореография, актерская игра, музыкальная составляющая должны быть на высоком профессиональном уровне. Также продолжаем искать новые формы и темы.
— Думаете ли о том, чтобы театр стал привлекательнее для инвестиций спонсоров?
— Для начала нужно отсмотреть репертуар, понять специфику работы. Я — за разнообразные проекты, главное, чтобы они были выгодны театру, в том числе экономически.
В этом году для популяризации искусства, обмена опытом и поиска новых партнеров планируются гастроли в казахстанскую Караганду и российскую Кострому, наш классический балет отправится в Англию и Германию, развиваем связи с Литовской Республикой.
— Прошлый год запомнился премьерами. Что в планах на этот?
— 25 и 26 января состоится премьера мюзикла «Еврейское счастье» режиссера-постановщика заслуженного деятеля искусств России Михаила Ковальчика. 27 марта на Всемирный день театра планируем премьеру «Труффальдино из Бергамо», его режиссер — Анна Моторная.
В апреле начнется постановка оперетты «Король вальсов», а летом собираемся представить зрителям современный хореографический спектакль «Прометей» хореографа-постановщика Ирины Савельевой из Латвии.
Во втором полугодии планируются насыщенные гастроли в Караганду, Кострому, Вильнюс. А также постановка мюзикла «Ромео и Джульетта: 20 лет спустя». Композитор — Аркадий Укупник, автор либретто — Карен Кавалерян. Зритель сможет представить, что было бы, останься влюбленные в живых, увидеть довольно интересный взгляд на эту ситуацию. Премьера планируется в конце ноября – начале декабря.
Параллельно будем готовить новогодний концерт, который, возможно, продемонстрируем также на Старый новый год и на Рождество. Концерты в отличие от спектаклей недолговечны, хотелось бы изменить эту ситуацию. А 17 января 2021 года у нас масштабный праздник — 50-летие со дня первой премьеры нашего театра, к которому будем основательно готовиться.
— Грядет и другое значимое событие — ремонт.
– Был разработан проект реконструкции театра, но документация направлена на доработку, поэтому процесс пока приостановлен. Кроме того, нужно еще найти площадку, куда можно переехать. А еще сохранить коллектив — как творческий, так и производственный и административный. Предстоит большая работа по всем этим направлениям.
— На ваш взгляд, с какими итогами завершился минувший год?
— Сентябрь и октябрь оказались убыточными для театра, а ноябрь и декабрь помогли исправить эту ситуацию. Если есть деньги у людей, они придут на спектакли. Когда же стоит выбор или хлеб, или зрелища — нетрудно догадаться, чему будет отдано предпочтение. Мы зависимы от экономической ситуации в стране.
— Уже определили, кто он — зритель Музыкального театра?
— Наши классические оперетты чаще посещают люди старшего поколения. Есть разножанровый репертуар для детей. К сожалению, молодежь больше привлекает посещение клубов, чем театров. Думаю, юношам и девушкам будет интересен, например, спектакль «Тристан и Изольда», а еще наш премьерный хореографический «Прометей».
Язык современной хореографии понятен и привлекателен. Приходите к нам на яркую постановку европейского уровня! Будете рекомендовать ее для просмотра своим друзьям, активно обсуждать в соцсетях. Будут собираться полные залы — пойдем дальше в этом направлении. Придумаем что-то еще. Мы готовы.
— И все же с каждым человеком — как со зрителем, так и с подчиненным — на его языке говорить, наверняка, невозможно…
— Придерживаюсь демократичного стиля руководства, во всем должна быть логика и здравый смысл. Если человек долгое время безынициативен, он не изменится в мгновение ока. Каждому нужно работать, а не прятаться за спины других.
— Если представить, что театр — существо, которому нужно выжить в окружающей среде. Что можно сделать, чтобы его шансы увеличились?
— Умение адаптироваться к современному миру очень важно для театра: изменять репертуар, придумывать новые проекты, организовывать гастроли в соответствии с требованиями современного зрителя. Выстраивать отношения с окружающими необходимо как в театре, так и в жизни. Человек сам себе режиссер и сам влияет на судьбу. Нельзя опускать руки и полагаться на волю случая.
Справочно
Сергей Пукита родился в 1978 году в Бресте. Окончил Могилевское государственное училище культуры (театральное отделение), затем — Белорусский государственный университет культуры (мастерская Модеста Абрамова) по специальности «организатор театрального процесса, режиссер».
Когда Модест Абрамов стал художественным руководителем Молодежного театра, в 2010 году Сергея Пукиту пригласили на должность заведующего постановочной частью. Кроме того, он играл на сцене и снимался в кино. А, став заместителем директора, оставил сцену, но не потерял связи с кинематограф. Снялся более чем в 60 фильмах, таких как «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Франц + Полина» Михаила Сегала. За время службы в театре Сергей Пукита стал отцом троих детей.
Фото предоставлены Белорусским государственным академическим музыкальным театром