Конёк-горбунок, гуси-лебеди, Снегурочка… Уроженец Минска создал десятки образов мультипликационных персонажей, которые остались в памяти нескольких поколений. О судьбе великого мультипликатора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Жанр пропаганды
Со второй половины 1940-х и до начала горбачевской перестройки с экранов детских кинотеатров в парках и с телевизионных экранов не сходили анимационные картины, снятые сразу после войны и в 1950-е годы. Речь о таких советских шедеврах, как «Конёк-Горбунок» (1947), «Гуси-лебеди» (1949), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1951), «Снегурочка» (1952), «Царевна-лягушка» (1954). Все и не перечесть. Уолт Дисней высоко оценивал названные работы и демонстрировал их коллегам в качестве наглядного пособия. Эти и десятки других мультфильмов объединяет то, что их художник-постановщик — Лев Мильчин.
Он родился в Минске в августе 1920-го. Отец Исаак Иосифович — советский живописец, график. Его выставки в 1930-е часто проходили в столице БССР. Семья проживала по адресу: пл. Свободы, 28. В раннем возрасте Лев полюбил мультипликацию. Она предоставляла свободу для полета художественной фантазии. Правда, первые анимационные ленты, которые он смотрел с отцом в минских кинотеатрах, были совсем не детскими. Жанр использовали как инструмент пропаганды. Так маленький Лев увидел мультфильмы «Межпланетная революция», «Китай в огне», оба 1925 года. В первом буржуа всех государств в ужасе от наступления пролетариата стартуют в космос, надеясь спасти награбленные капиталы. Но и там у них не получается увильнуть от мировой революции. Во втором пролетарии всех стран поднимаются на защиту восставших братьев в Китае. Дебютная по-настоящему детская анимационная лента «Сенька-африканец» по мотивам сказки Корнея Чуковского «Крокодил» вышла в СССР лишь в 1927-м.
В 1929 г. в Ленинграде на фабрике «Совкино» сняли первый цветной советский мультфильм «Почта». Прелесть в том, что в нем изображение синхронизировали со звуком, чего в цветной анимации ранее не делали. Картина шла широким прокатом по всему миру. Уолт Дисней взял технологию на вооружение. В 1934-м он в знак благодарности направил в Москву несколько коробок пленки с мультсериалом о Микки Маусе. Это был своего рода обмен опытом.
Мировое признание
После просмотра полнометражной кукольной анимационной ленты «Новый Гулливер» в 1935 г. ученик Минской художественной школы № 2 Л. Мильчин понял: он точно знает, чего хочет от жизни. В 1939-м поступил на художественный факультет ВГИКа. На эту киноспециальность набор стал первым. Педагоги ценили будущих художников-постановщиков.
Двадцать второго июня 1941 г. молодой человек находился в Москве. Отец, мать, младшая сестра не сумели вырваться из пылающего Минска и вскоре погибли в гетто. Мильчин записался в ополчение. Успел поучаствовать в боях под столицей СССР. Но, когда в Ленинграде немцы полностью разбомбили здание фабрики «Совкино», погибли почти все мультипликаторы, работавшие там. Да и в Москве их почти не осталось. Художники-постановщики требовались на эвакуированные студии. Каким-то образом декан факультета ВГИКа Фёдор Богородский сумел вернуть Льва с фронта и в приказном порядке отправил в Алма-Ату, где начала действовать Центральная Объединенная киностудия художественных фильмов. Там он окончил ВГИК, выступил как художник-постановщик в нескольких игровых лентах. В 1945-м, вернувшись в Москву, устроился на «Союзмультфильм». Жить было негде. Ему оформили прописку прямо по адресу студии. Директор дал разрешение на ночные смены, что позволило спать на рабочем столе. Молодому человеку было 25 лет, но у него уже имелся опыт, а главное, никто не сомневался в его таланте. Рисовал он постоянно. Даже в компании за столом доставал карандаш и начинал делать наброски. Рисунки разлетались по друзьям и знакомым, Мильчин же не придавал им значения.
Во время работы над его первой анимационной картиной «Конёк-Горбунок» в подчинении Льва творили более 20 художников-мультипликаторов. Но главных персонажей он разрабатывал лично. Впервые применил при прорисовке люминесцентные краски, вот откуда колорит и яркость.
В 1950 г. мультфильм получил Специальную премию жюри на IV Международном кинофестивале в Каннах. Интересно, что 30 лет спустя Мильчин сделал его ремейк, отмеченный Бронзовой медалью на VI МКФ в Тегеране. Ленты Льва Исааковича занимали призовые места на фестивалях в Аргентине, Болгарии, Великобритании, ФРГ. Советскую анимацию ценили во всем мире, права на показ закупали десятки стран. Полнометражные картины собирали хорошую кассу в кинотеатрах.
Гонорар пополам
В конце 1950-х на мультстудии, как и в архитектуре, началась кампания по борьбе с художественными излишествами. От большого формата начали постепенно отказываться. Мильчин уволился и устроился художником-постановщиком на «Мосфильм». Одной из первых он оформил ленту Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с Сергеем Юрским в главной роли. По сюжету ученый привозит в Москву с Памира дикаря из племени. Планировалось изобразить в картине советскую действительность глазами «человека со стороны», сатирически вскрыть «отдельные недостатки». Не сложно догадаться, что искрометную комедию положили на полку вплоть до 1988 г.
Творец был лишен тщеславия, высокомерия. Во время работы над «Женитьбой Бальзаминова» ему дали в помощь проворного ассистента, который вдруг попросил: «Лев Исаакович, вас все знают, уважают, а мне надо делать карьеру. Давайте в титрах я буду художником-постановщиком, а вы — декоратором! Гонорар пополам поделим!» И он согласился!
Вернувшись на мультипликационную студию в 1963-м, Мильчин работал там еще 24 года, до самого ухода из жизни в 1987-м. Выступал в качестве режиссера, художника. Ему удалось вернуть формат полнометражного мультфильма. Например, в 1984-м он сделал «Сказку о царе Салтане» с хронометражем 56 минут. Трудился и над анимационно-игровой лентой «Мария, Мирабела», где рисованные персонажи действуют в одном кадре с артистами. А еще иллюстрировал детские книги, которые переиздают и сегодня. Впрочем, кино и мультфильмы, в создании которых он принял участие, тоже продолжают смотреть.
Читайте также:
Роковая красотка с несчастной судьбой. Вспоминаем советскую актрису Светлану Светличную
Стеснялся прессы, был Героем Соцтруда. Рассказываем об одном из первых почетных граждан Минска
Владимир Гуляев снимался в фильмах знаменитых режиссеров, но не многие знают, что предшествовало кинокарьере
Валерий Гаркалин пробовал поступать во все театральные вузы Москвы, но его отвергли. Карьеру начинал за ширмой в кукольном театре
Стал знаменитым еще в детстве, но надолго ушел из кино. Вспоминаем Романа Мадянова