Директор НЦСИ: «Зритель подсознательно приучается к тому, что белорусское искусство – на уровне мирового»
Как объединить на одной площадке картины известных художников и начинающих творцов, наладить международное сотрудничество и удивить посетителей — об этом и не только корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с директором Национального центра современных искусств (НЦСИ) художником Сергеем Криштаповичем.
Вдохновили Колас и Купала
— Сергей Евгеньевич, до начала пандемии у НЦСИ было неплохо налажено международное сотрудничество. А как сейчас обстоят дела?
— Мы стали плотно работать с российскими художниками. Так, в этом году пригласили их на пленэр, посвященный 140-летию Якуба Коласа и Янки Купалы. В нем участвовали представители Российской академии художеств, Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, преподаватели и студенты Белорусской государственной академии искусств, председатель и члены Белорусского союза художников. Работы авторов из Москвы и Санкт-Петербурга написаны абсолютно в контексте нашей культуры. Художникам понравились красоты нашей земли, творчество народных поэтов Беларуси. Работы, созданные во время пленэра, представлены на выставке «Песняры зямлi беларускай», которая сейчас проходит в НЦСИ. Планируем и дальше вовлекать в наши проекты творцов из соседней страны.
Классики и современники
— Современное искусство не всегда понятно зрителям. Ищете ли подходы к посетителям и возможность пояснения?
— Руковожу центром 4,5 года, за это время налажены экскурсионные, лекционные и образовательные проекты. Работаем и с детьми по различным программам. Предоставляем зал на 70 мест на ул. Некрасова, 3, для мини-спектаклей с небольшим составом актеров.
В 2019-м мы создали масштабный проект «Казимир Малевич и XXI век», где были представлены предположительно одна из работ великого мастера и холсты тех белорусских художников, кому близко его искусство. Это картины, написанные в период с 1960-х годов до современности. Выставили полотна из нашей коллекции и из частного собрания Андрея Плесанова. Упомяну также тематический проект «Спорт — это высокое искусство», который был реализован как часть культурной программы во время проведения II Европейских игр.
Концепцию обеих выставок придумал сам. В первом случае решил соединить народное искусство с современным. Из коллекции Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси предоставили традиционные белорусские костюмы и предметы быта. Они по-особому – как арт-объекты – смотрелись на фоне современных работ и произведений в стилистике Малевича.
Вторая выставка включала видение спорта и знаменитых спортсменов фотохудожниками из 12 стран и ретроспекции белорусской фотографии начиная с 1930-х до наших дней.
В проекте принимал участие Культурный центр Гейдара Алиева. Его сотрудники проводили выставку, приуроченную к I Европейским играм в Баку, а мы, решив организовать свою, неожиданно узнали, что не первые, кому пришла в голову эта идея. Пригласили азербайджанских коллег, и они привезли скульптуры, созданные специально к Играм. Работы вошли в экспозицию. Выставка пользовалась спросом у посетителей.
— В НЦСИ есть коллекция картин, которую собирали годами. Насколько она объемна и продолжается ли ее пополнение?
— Собрано более 5 тыс. предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Самая ранняя работа датирована 1963 годом. Коллекция постоянно пополняется. Ежегодно Министерство культуры делает закупки, художники также передают нам в дар свои произведения. Если когда-либо будет увеличено финансирование на сбор экспонатов современного искусства, это будет по-государственному мудрое решение.
Будущее зависит от культуры и образования
— Порой люди недооценивают белорусскую культуру и нашу школу живописи, уверяя, что где-то передовые тенденции, у нас лишь сельские пейзажи. Как сохранить свое и избежать подмены понятий, когда нам пытаются представить чужое как наилучшее?
— Наша культура не просто уникальна, она — основа для наращивания новых идей и образов. В 1920-е из Беларуси вышли известные во всем мире художники, а те, кто недооценивает нашу культуру, не почитают историю искусств, в которую вписаны имена наших соотечественников. Многие деятели искусства и культуры родились на белорусских землях и стали великими сыновьями разных стран, прославив их.
В XIX веке мир был открыт, не существовало понятия «эмиграция» в привычном сейчас смысле. В следующем столетии сформировались новые территориальные подходы. А для нас белорусские земли и культура не только свои, но и дающие понимание, что нам делать и куда двигаться. Выставка «Казимир Малевич и XXI век» показала мне направление изучения и развития современного белорусского искусства. И то, что у нас сохранились сельские пейзажи, логично, кто-то должен остаться учителем для последующих поколений. Мы не чувствуем идеологической подоплеки, например, в натюрмортах Ивана Хруцкого. Там нет агитки, но передается мощь страны, позволявшей художнику быть элитой общества.
И в советском искусстве люди строили будущее и видели его не в разрушении, а в созидании. Замечательно, если на территории постсоветского пространства остались такие ценности.
— Когда пытаются внушить, что наше — неверное, несовременное, а чужое — лучшее. Как с этим бороться?
— Увеличивать влияние государства в теме культуры и ее поддержки. Например, задача НЦСИ — формировать облик нового человека посредством современного искусства, демонстрируя нашим посетителям лучшее, что есть в мире. Будущее зависит от культуры и образования, которые должны быть доступны всем.
— Вы работаете в направлении объединения молодежи в больших творческих проектах?
— Наша новация — объединять произведения великих и современных художников в одном выставочном пространстве. Впервые ее применили в 2019 году и стали развивать из проекта в проект. Например, Матисс, Пикассо, Дали, Шагал и наши современники, чьи работы не хуже, а порой и лучше, чем у классиков. Такое мы сделали открытие.
Зритель подсознательно приучается к тому, что белорусское искусство – на уровне мирового.
В мире много прекрасного, задача нашего центра — это показывать. Для художника важна поддержка не только тем, что выставили его картины, но и тем, что их приобрели. Поэтому на пленэре было такое условие: одно произведение у каждого художника покупается, а второе дарится. Будет замечательно, если наш центр станет и дальше проводить такую политику поддержки.
Фото Сергея Лукашова и предоставлено НЦСИ