Директор Нового драматического театра Минска: «Косность и плесень нам не свойственны»

Новому драматическому театру Минска исполнилось 25 лет. Как за эти годы изменилась его жизнь и какие премьеры скоро увидят зрители, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал директор Василий Мартецкий.

— Василий Васильевич, какие преобразования претерпел театр за годы существования?

Театр начинался с частной студии «Дзе-Я?», которую основал Николай Трухан в 1987 году. В 1992-м она получила статус городского театра. Я пришел сюда работать в 1998-м и не планировал задерживаться надолго. Но буквально через несколько месяцев Николай умер. Надо было решать: уходить — и тогда театр, скорее всего, прекратит свое существование — или оставаться. Взыграло профессиональное самолюбие. От репертуара Трухана мы отказались, так как играть его спектакли без него было невозможно. Буквально за два месяца поставили спектакль и почти полгода план на нем и детских сказках выполняли. Долгое время у нас не было режиссера, так что мне приходилось решать не только хозяйственные, но и творческие вопросы, работать с труппой. В театре остались несколько актеров из прежнего состава — Валерий Агаян, Людмила Баталова, Игорь Подливальчев, Татьяна Попова, Ирина Корниевич, Наталья Капитонова, Сергей Толстиков. Большинство же новые, как и репертуар, и здание, и название театра. Раньше здесь был к/т «Родина», и мы работали в одном из залов. Но в начале 2000-х здание передали театру, началась реконструкция. Почти 5 лет мы работали на различных сценах Минска. Открылось здание только в 2009 году. С того времени начался новый этап. Сейчас главным режиссером театра является Сергей Куликовский. Его спектакли яркие и выразительные. Он способен придать новое звучание классическим пьесам и сделать бомбу практически из любого сценария.

— На чем основывается репертуарная политика?

Стараемся, чтобы спектакли были интересны зрителю и выполняли воспитательную роль. Ведь театр должен воспитывать, образовывать и возвышать человека. У нас много оригинальных спектаклей за 25 лет было. Это и классические пьесы, и советские, и современные. Трепетно относимся к белорусской драматургии — ставили Марчука, Макаёнка, Курейчика. Вот уже более 10 лет идет спектакль «Бешеные деньги» по пьесе Островского. Она актуальна и по сей день, хоть и написана почти 150 лет назад. Старожилами также являются спектакли «Не бойся быть счастливым» по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат», «Шанс, которого ждешь всю жизнь» Вуди Аллена, «Я буду жить!» Менчелла. Из недавних постановок актуальны спектакли «Трибунал» по Андрею Макаёнку, «Как я стал…» по Ярославе Пулинович.

— Новый сезон вы открыли премьерой «Рождество». Еще одна новинка 2017-го — «Три сестры». Почему стоит посмотреть эти спектакли?

Потому что это взгляд современного режиссера на то, что было написано больше 100 лет назад. По сути, обе пьесы — анализ Куликовского того, что было раньше и что происходит сейчас.

«Рождество» поставлено по повести «Невдашечка Анюта». Ее автор — малоизвестный белорусский писатель Якуб Брайцев. Он рассказывает три истории любви, которые разворачиваются в провинциальном городке в конце XIX века. В спектакле поднимаются проблемы выбора между чувством и долгом, поэзией и прозой жизни.

Что касается «Трех сестер», то это фантазии режиссера на тему зачем мы живем. Куликовский представил свое прочтение пьесы Чехова, которая не теряет актуальности в наши дни. Спектакль объединен общей темой поиска внутренней свободы и любви с постановкой «Если бы знать…» по пьесе «Гроза» Островского. Получилась красивая дилогия. 

— Какими премьерами планируете порадовать зрителей?

Сейчас ведется работа над спектаклем «Фабричная девчонка» по пьесе Александра Володина. Советская тематика сегодня популярна в искусстве. Премьера состоится в декабре. На 2018-й запланированы три постановки. В первом квартале — «Клоп» Маяковского. Это очень интересная пьеса. Ставить ее будет молодой режиссер Юрий Диваков. У него совершенно другой взгляд и подход к работе в отличие от Сергея Куликовского. Это будет новый опыт для театра и актеров. Как видите, косность и плесень нам не свойственны.

Увидят зрителей также «Как важно быть серьезным» по пьесе Оскара Уайльда и «Последние» по Максиму Горькому. Ставить будет наш главный режиссер. Он любит сложные спектакли. Да, комедии нравятся людям, но мы драматический театр и должны заставлять зрителей думать и немножко расти духовно.

— А для детей?..

Пока не готовим. В 2016-м вышла «Принцесса на горошине». Каждый год ставить детский спектакль не можем себе позволить. Сейчас в нашем репертуаре 6 постановок для них. К Новому году по традиции организуем для маленьких зрителей праздничную программу и елку.

— Новый театр — единственный в столице, который находится достаточно далеко от центра. Сказывается ли этот факт на посещаемости?

Мы расположены в Заводском районе. В основном к нам приезжают из центра и других районов. Конечно, приходят и работники МАЗа, но в большинстве своем это представители управленческого аппарата. Учитывая, что зал театра небольшой — 170 мест — жаловаться на посещаемость не доводится. Радует, что приходят все категории зрителей — дети, студенты, люди среднего и старшего возраста. Уже многие годы мы стабильно работаем, выполняем планы, получаем достаточное финансирование со стороны Мингорисполкома.

Фото Сергея Пожоги

Самое читаемое