Директор РТБД В. Карачевский: белорусский зритель грешит тем, что недолюбливает свое

В день рождения Республиканского театра белорусской драматургии его директор Владимир Карачевский рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о продвижении театрального искусства в массы и за рубеж.

В нынешнем году коллектив РТБД награжден специальной премией Президента Беларуси деятелям культуры и искусства за значительный вклад в развитие театрального искусства и успешное проведение мероприятий, посвященных 500-летию белорусского книгопечатания. Это результат плодотворной и успешной работы на протяжении многих лет, но именно последние два года оказались особенно прорывными.

Я пришел в театр 3,5 года назад с четкой стратегией по развитию. Провели реорганизацию, реструктуризацию, оптимизацию… Понимал, что театр должен существовать в другом формате — быть актуальным, идти в ногу со временем, а не просто почивать на лаврах своих прошлых побед, — рассказывает В. Карачевский. — Главная политика — поддержка и популяризация белорусской драматургии, сохранение белорусского языка в театральном искусстве. Сейчас у нас в репертуаре 90 % спектаклей поставлено по пьесам соотечественников. Когда пришел, было 70 %. Некоторые произведения созданы на базе нашего Центра белорусской драматургии. Так что мы делаем национальный театральный продукт от идеи до выхода на большую площадку, выезда на фестивали.

Есть такой феномен: нашу драматургию активно ставят за рубежом, но не в Беларуси. Да, она не всегда кассовая, удобная, но у нее свой стиль и она востребована. Второй год мы проводим Тыдзень сучаснай беларускай драматургіі и организуем лекции, встречи с драматургами, актерами. К нам приходит много молодежи: 65 % посетителей — до 35 лет. Это хороший показатель, хотя в репертуаре много сложных спектаклей, драм. Задача театра не только развлекать, но и воспитывать людей, заставлять думать, обращать внимание на процессы, которые происходят вокруг. Ставим и экспериментальные постановки. Тот же «Пеликан» — постмодерн, «Мабыць?» — исследование, «Беларусь. Дидактика» — исповедь, «Бетон» — пластический спектакль. Я даю артистам возможность развиваться и работать с разными пьесами. Задействовано и много режиссеров: не только наши известные Александр Гарцуев и Сергей Ковальчик ставят спектакли, но и Екатерина Аверкова, Евгений Корняг, Денис Паршин, Александр Марченко, Моника Добровлянска из Германии. Планируется, что в этом году приедут режиссеры из Москвы и Киева. В основе новых постановок — белорусская драматургия и классика.

За последние годы РТБД стал активным участником культурной жизни страны и зарубежья. Выступает на различных фестивалях, проявляет творческую инициативу. Яркий пример — организованный театром конкурс пьес на тему «Франциск Скорина и современность». Результат — 30 драматургических произведений, 7 из которых вошли в сборник, изданный Национальной библиотекой. Поставлено 3 спектакля о первопечатнике, один из них — на сцене РТБД. Активно сотрудничает театр и с зарубежными партнерами.

За последние годы мы изменили подходы в продвижении театра. Наладили активное общение со зрителями как в наших стенах, так и в интернет-пространстве. Появился проект «Диалоги за кулисами», позволяющий людям встретиться с актерами и режиссерами. Этот сезон назвали «Сезон без межаў» и начали показывать спектакли с переводом на английский, французский и польский языки, — продолжает собеседник. — Сотрудничаем и с зарубежными партнерами, став во многом первопроходцами. Выступали на театральном фестивале имени Чехова в Москве. Впервые представили белорусский театр в киргизском Бишкеке и французском Авиньоне. Благодаря этому мы получаем предложения по сотрудничеству из России, Прибалтики, Польши и даже Китая. Я также делаю ставку на продвижение нашего театра за границей. Считаю, белорусам нужно более настойчиво заявлять о себе и не бояться. У нас есть что представлять, чем удивлять и радовать иностранных зрителей. В планах на 2018-й — гастроли в Сербию, Армению, Россию, Францию, Польшу. Я уже рассматриваю выезд за рубеж не только как возможность заявить о нашем театре, но и получить финансовую выгоду.

Говоря о деньгах, директор РТБД отмечает, что для развития театра активно привлекает спонсоров:

Сотрудничаем с частными и государственными компаниями, общественными организациями и различными учреждениями. Благодаря системной работе с партнерами в 2017-м создали ряд проектов при их финансовой поддержке. Выпустили первый каталог об истории театра, поставили спектакли «Это все она», «Беларусь. Дидактика», «Синдром Медеи», «Карьера доктора Рауса». Почти все они вошли в десятку лучших и вернули деньги, вложенные в них. Сейчас я замахиваюсь на европейские гранты, веду переговоры с поляками и немцами. Считаю, нужно искать и не бояться просить. Но не так, что мы, мол, бедная культура, помогите нам. Нужно разговаривать со спонсорами на равных, заинтересовывать их, говорить, какие они бонусы получат от сотрудничества. И не ждать сразу больших сумм. Я благодарен за каждую копейку. Как говорится, с миру по нитке — нищему рубашка. При этом, конечно, надо быть уверенным, что у тебя есть команда и достойный продукт. У меня это есть. Я всем говорю, что мы маленький, но гордый и талантливый театр, и ищу неравнодушных к искусству людей.

На вопрос, чего не хватает белорусскому театру, В. Карачевский ответил:

Думающего зрителя, неравнодушного к собственной культуре. К сожалению, в нашей стране в театры ходит 2-3 % населения, в то время как в Берлине или Москве — 10%. И дело не в доходах. Люди скорее пойдут на дешевую антрепризу с известными российскими актерами, чем на хорошую постановку в белорусском театре. Белорусы грешат тем, что недолюбливают свое, и от этого становится грустно. Считаю, что на сегодня государство сделало все возможное для развития театрального искусства. У нас 28 государственных театров. Несколько лет назад реализована программа их реконструкции, обновлены залы и материально-техническая база. К тому же далеко не во всех странах театры получают государственные дотации, а нам оказывают поддержку из госбюджета в размере 70 %. Возможно, региональным театрам не хватает хороших режиссеров и актеров, но в Минске такой проблемы нет. А вопросы финансирования и драматургии решаемы, нужно только работать.

Фото Тамары Хамицевич

ТОП-3 О МИНСКЕ