Директор Центра современных искусств»: «Горожане должны видеть искусство прямо на улицах, впитывать его»

Центр современных искусств (ЦСИ) появился на карте города два года назад.

Он разместился в бывших творческих мастерских (улица Некрасова, 3), о которых знали только художники. Теперь центр становится неотъемлемой частью культурной жизни города. Благодаря чему? Беседуем с директором ЦСИ Наталией Шарангович.

– Наш центр – разноплановая, многопрофильная структура, включающая авторское кино, уличный театр, неформатную музыку, любые формы современного искусства, начиная от перформанса и заканчивая стрит-артом, – говорит Наталия Васильевна. – Каждый день появляются новые творцы, возникают молодежные объединения, которые не знают, как о себе заявить. Одна из наших задач – поддержка молодых и неформатных. Современное искусство очень живое, и таким же должен быть центр – бурлящим пространством, местом, где сталкиваются мнения.

Хотелось бы создать большой творческий клуб, котел, тигель, центр знакомства, общения, познания друг друга – людей созидающих и людей потребляющих, специалистов и неофитов.

– К примеру?

– По средам в семь часов вечера у нас начинаются заседания киноклуба Blow Up. Их ведет фотохудожник Владимир Парфенок. Это показ кинофильма, отечественного или зарубежного, в центре которого находится яркая творческая личность. После просмотра спорим, дискутируем. Пытаемся возродить традицию диспутов 1970–1990-х. На переломе веков, в начале 2000-х эта традиция угасла, что было связано со многими факторами, в том числе становлением нового языка искусства. А может, люди стали больше думать о насущном, чем о вечном… Об искусстве надо спорить! Если спора не происходит, значит, искусство умерло.

– Здание ЦСИ не новое, его первая очередь была открыта в 1980-х. Что с ремонтом?

– Он идет перманентно, из зала в зал, а их 12. Здание будет перепрофилировано из учебного в общественное. Готов проект модернизации, который предполагает изменение внутренних пространств. Появятся большие помещения, анфилады, широкие дверные проемы. Будут усилены потолки, чтобы к ним можно было подвешивать арт-объекты. Сейчас у нас освещение хорошее, одно из лучших в Минске, если говорить о музеях. А будет еще лучше.

– Наталия Васильевна, вопрос на засыпку. Какому из современных видов искусств лично вы отдаете предпочтение?

– Мне нравятся те произведения, которые вызывают эмоциональный отклик вне зависимости от того, классика это или авангард. И потом… Сейчас «все смешалось в доме Облонских», делить виды искусства на традиционные и нетрадиционные нет смысла. Ситуация в Беларуси уникальная: художники занимаются всем. Один и тот же человек может писать пейзажи и делать арт-инсталляции, расписывать стену здания и мастерить кукол… Причины такого явления анализировать не буду – просто констатирую.

– Что из ушедшего 2014-го вы взяли бы в 2015-й?

– Отмечу три момента, хотя их может быть и больше.

Первый. Проведение таких масштабных выставок современного искусства, как «Avant-gARTe. От квадрата к объекту». Возможно, выставка не была совершенной, но первый блин не вышел комом, мы захватили город, объединили разных художников, всколыхнули десять тысяч зрителей – столько людей пришли в выставочные залы. А сколько было на площади Якуба Коласа, подсчитать невозможно. Выставка преподала нам уроки. Например, такой: экспозицию должны готовить не художники, а искусствоведы, выставка – поле работы специалиста. И еще один урок, смысл которого заключается в следующем: не только скандал, эпатаж притягивают внимание, но и хорошее искусство.

№ 5

Второй момент. Городские власти поддержали Фестиваль уличных театров. Года три-четыре назад мы только мечтали о том, чтобы на минских улицах появились артисты и возник самый непосредственный контакт лицедея и зрителя. Верхний город оказался хорошей площадкой. Заинтересовались посольства, приехали театры из разных стран – это Минску большой плюс.

И момент третий – стремительное развитие стрит-арта. Уровень белорусско-бразильского фестиваля стрит-арта Vulica Brasil был очень высок. Скажу только, что все участники-белорусы имели профессиональное образование. Остались монументальные росписи стен зданий на улицах Октябрьской, Фабричной… И опять же главное – город, который устал от отвратительных самопальных граффити, от пачкотни на своих стенах, пошел на то, чтобы предоставить улицы художникам – рисуйте! Это эпохальное событие, не побоюсь такого слова.

Если сравнивать Минск с европейскими мегаполисами, наш город еще мало открыт визуальным искусствам, Минск чистый и даже стерильный. Хочется насытить его искусством, причем хорошим – добротным, умным. Горожане должны видеть искусство прямо на улицах, впитывать его. Потом они сами найдут дорогу в музеи и галереи.

Дополнительная информация

В рамках интерактивного выставочного проекта «Арт-ёлки» в ЦСИ 9 января пройдет спектакль-утренник «Волшебные снежинки», 10 января – воркшоп по нестандартному творчеству от Александры Страшко, 17 января – премьера кукольного спектакля «Мама Му, Ворон и Рождество» и два перформанса в исполнении уличных театров.

фото автора и Сергея ШЕЛЕГА

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ