izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Дирижер Вячеслав Бортновский: оркестр — живой организм, в котором много личностей

В 1980-х дирижер Вячеслав Бортновский организовал свой оркестр «Коллегиум музикум», с которым успешно гастролировал по миру. Корреспондент агентства «Минск-Новости» расспросила у маэстро о развитии дирижерской школы в Беларуси, возрождении музыкально-художественных вечеров и любимых композиторах.

izobrazhenie viber 2023 12 11 10 06 34 677

О вас немного информации можно найти в интернете. Что для вас значит быть дирижером?

— Эта профессия вызывает интерес у многих музыкантов. Она дает возможность реализовать себя, но при этом не у каждого это получается. Нужно пройти долгий и кропотливый путь, чтобы состояться в профессии. Многое зависит от того, с какими коллективами и солистами работаешь.

В моей биографии один из ключевых моментов — знакомство в середине 1980-х с выдающейся польской пианисткой Галиной Черны-Стефаньской. Мне тогда было 30 лет — я только начинал карьеру. В Польше мы давали концерт Моцарта для фортепиано с оркестром № 23, и она — одна из лучших пианисток своего поколения — солировала. Встреча с Галиной Черны-Стефаньской произвела на меня огромное впечатление! Тогда я понял, что значит работать с профессионалом.

Поделюсь воспоминанием. В Ленинградской консерватории (сейчас — Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. — Прим. авт.) репетирует студенческий оркестр. И вдруг в зал входит дирижер Юрий Темирканов. Он прошелся, послушал и говорит: «А что это у вас концертмейстер оркестра сидит за последним пультом первых скрипок?» А там был студент-первокурсник. И Юрий оказался прав. Через несколько лет этот парень сидел уже в первых скрипках!

Оркестр — живой организм, в котором много личностей. И дирижеру нужно уметь общаться с музыкантами, найти подход к каждому из них. Однако задача вдвойне усложняется, если появляется яркий солист со своим представлением, трактовкой произведения. Дирижер — это еще и педагог, и психолог. Его задача — вдохновить оркестрантов, объединить их, поставить цель и достичь ее.

А вы легко сходитесь с людьми? Как определяете в человеке лидерские качества?

— Думаю, да. Если, конечно, нет прямого антагонизма. В каждом случае приходится искать компромиссный вариант.

Во время одного из концертов ведущая объявляет мое имя и имя солиста. Тем временем вижу, как тот бледнеет от волнения, ему не по себе. Он уже проиграл! Сдался до выхода на сцену! Поэтому я всегда говорю: «Вон сцена. Иди и там доказывай, что ты делаешь лучше».

Был в истории яркий пример, когда величайшие музыканты Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович и Давид Ойстрах исполнили концерт Бетховена. Между ними во время исполнения возникло непонимание, шла борьба — каждый трактовал композиции по-своему. Гениального исполнения зрители не услышали.

К нам обратился читатель, вспомнив интервью с вами за 2006 год в газете «Вечерний Минск». Я нашла материал в архиве. Тогда вы сказали, что белорусская дирижерская школа на стадии становления. А как считаете сейчас, спустя 17 лет?

Можно сказать, что формирование основ дирижерского исполнительства в Беларуси связано с именем одного из виднейших представителей советской музыкальной культуры Николаем Малько. Его деятельность в Витебске (1918–1920 годы) оказала влияние на развитие музыкальной культуры нашей страны. Но самой значимой фигурой в истории формирования дирижерской школы следует считать советского дирижера и музыкального педагога Илью Мусина. Возглавив в 1937 г. государственный симфонический оркестр Республики Беларусь, он инициировал подготовку оперно-симфонических дирижеров в Белорусской государственной консерватории (сейчас — Белорусская государственная академия музыки. — Прим. авт.). Более пятнадцати лет посещал занятия в классе Мусина, но нигде не указываю, что я его ученик. Хотя многое, что повлияло на мой исполнительский почерк, — его школа.

Наша страна обладает огромным исполнительским потенциалом. Подтверждение этому — достижения музыкантов на престижных форумах. Но подготовка дирижерских кадров оперно-симфонического профиля требует больших затрат. Для примера скажу, во времена моего обучения в Ленинградской консерватории существовали два симфонических оркестра, которые давали возможность студентам получать профессиональные навыки в реальном общении с оркестром, а не только в классе под аккомпанемент рояля.

А вы как получили практику?

— Раньше у меня не было возможности работать с оркестром филармонии. Поэтому в 1980-е я пошел по другому пути: организовал свой оркестр. Сначала камерный, а затем на его базе и симфонический.

У нас даже не было площадки! Помню, переключал телеканалы и увидел фильм-концерт «Декабрьские вечера», особенность которых — проведение музыкальных выступлений в музейных залах. Не долго думая, встретился с директором Национального художественного музея Юрием Карачуном и предложил в музее устраивать концерты. Он, конечно, воспринял меня как взбалмошного молодого человека, но в итоге согласился. И мы начали организовывать музыкально-художественные вечера один раз в месяц: я с оркестром готовил музыкальную программу, а сотрудники музея подбирали экспозицию. Проект «Музыкальные ассамблеи в экспозициях Национального художественного музея» просуществовал до начала 2000-х.

Я приглашал студентов БГАМ, преподавателей, искусствоведов, музыковедов, которые рассказывали гостям о выставке и предстоящем концерте. Это было великолепно!

Не планируете возродить музыкальные вечера в НХМ?

— Гораздо интереснее проводить, когда есть обратная связь от СМИ в виде профессиональной критики, музыковедческого анализа. Сейчас что? В лучшем случае — новость. Мне важно получить оценку, анализ своей деятельности в горячем виде. Посмотрите, как спрессовалось время!

Приведу пример. Один из первых моих выездов за рубеж — гастроли в Голландию. Прошел концерт, а на следующий день принесли целую стопку газет с материалами о концерте. Уже на следующий день читаешь материалы и понимаешь, как его восприняли.

А кто из композиторов, дирижеров ближе по духу, темпераменту?

— Наверное, музыка романтиков. Случайно или нет, но ключевые моменты в моей жизни связаны с творчеством Петра Чайковского. Нужно чувствовать произведения композиторов, проникать в их работы до глубины. В интервью у одного дирижера спросили: «А что вы исполняете?» А он: «Мы исполняем все!» Эти слова кольнули…

Я обратила внимание, что вы очень требовательны к слову. Любите читать?

— Перечитал все, что касается моей профессии. У меня большая библиотека — 3–4 тыс. книг. И это я не считаю ноты! В стране уже как 30 лет отсутствует нотно-издательская сфера — и это проблема. Видите, в каком состоянии партитуры?

Старенькие, но чистенькие — кое-где встречаются пометки карандашом. Я видела одну из партитур Александра Анисимова, так там все цветными маркерами расписано!

Пометки, безусловно, есть. Где-то их больше, где-то меньше. Партитуры оркестрантов часто редактирую — это невидимый труд. Все зависит от произведения и поставленных задач.

Фото из архива филармонии

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Председатель Мингорисполкома на приеме граждан: планируем приобрести 134 единицы общественного транспорта

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев провел выездной прием граждан в администрации Партизанского района 22 января. С какими вопросами обращались горожане — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

da 3

Один из заявителей работает в столичном медицинском учреждении и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он поинтересовался, есть ли возможность в обозримом будущем построить жилье с господдержкой.

— Сегодня по решению Мингорисполкома комитету здравоохранения предоставлена возможность строительства 107 квартир в Смолевичах в домах № 6, 7 и 10. К возведению последнего уже приступили, а во втором квартале 2025-го начнутся работы по многоэтажке № 7. Это будет благоустроенное жилье по приемлемым ценам с учетом господдержки в хорошем районе города-спутника, где есть необходимая инфраструктура. Кроме того, благодаря удобному транспортному сообщению, можно быстро добираться до Минска, — уточнил В. Кухарев.

По словам другой заявительницы, людям с ограниченными возможностями здоровья или маломобильным гражданам тяжело ездить на общественном транспорте из-за перепадов высоты на входе в автобусы или троллейбусы.

da 1

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov 4 kopiya

— В 2025-м планируем купить 44 электробуса и 90 троллейбусов с автономным ходом, чтобы передвижение по городу стало еще удобнее для пассажиров. Высокопольные модели, которые сейчас курсируют по улицам Минска, заменим на более комфортные аналоги, — отметил В. Кухарев.

Также минчанка рассказала, что не хватает пандусов на входе в ТЦ «Першы нацыянальны гандлёвы дом». Более того, по мнению горожанки, неудобно расположены остановки общественного транспорта в районе торгового объекта.

— Изучим эти вопросы, если проблемы действительно существуют, продумаем оптимальные варианты решений, — резюмировал председатель Мингорисполкома.

da 2

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov kopiya

Представители гаражно-строительного кооператива обратились с просьбой о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 0,0625 га на безвозмездной основе.

— Существуют законодательные нормы, согласно которым не имеем право избавить вас от внесения платежей при узаконивании территории. Поэтому передать в собственность кооператива запрашиваемую площадь нет возможности — закон запрещает это делать. Однако вы можете обратиться в соответствующие службы для официального установления границ земельного участка, — пояснил В. Кухарев.

Жители многоэтажного дома на ул. Червякова рассказали, что после капитального ремонта в здании возникли сложности с фасадом и канализацией в подвальных помещениях. В. Кухарев дал поручение соответствующим службам разобраться в ситуации и решить проблему.

Другие вопросы касались узаконивания самовольной постройки, установления границ земельного участка и деятельности товарищества собственников.

Справочно

Выездные приемы представителей Мингорисполкома — востребованная форма работы. Они проводятся в вечернее время— с 18:00 до 20:00 — для удобства граждан.

Фото Сергея Лукашова

Новые междугородние автобусы будут работать на минском направлении

На минском направлении будут работать новые междугородние автобусы. Их презентовали в Гродно 22 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Межрегиональную ассоциацию перевозчиков.

screenshot 2

Фото https://mapbel.by/

Более десяти современных автобусов китайского производства приобретены для перевозок пассажиров по популярным маршрутам «Гродно — Минск» и «Слоним — Минск». По словам председателя Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксаны Мягковой, в обновление парка инвестировано более 1,5 млн долларов.

Напомним, долгое время междугородние перевозки осуществлялись в основном с помощью маршруток, рассчитанных в среднем на 15 человек. Внедрение современных полноформатных автобусов позволит значительно повысить уровень безопасности и комфорта пассажиров.

Во-первых, на новом транспорте можно будет перевозить больше людей (40–55 пассажиров), что уменьшит проблему с нехваткой билетов в часы пик, например, в праздничные и выходные дни.

Во-вторых, внутри автобуса созданы комфортные условия: удобные сиденья с большим расстоянием между рядами, вместительное багажное отделение, усовершенствованные климатические системы, индивидуальный USB-разъем для каждого пассажира.

Еще одним плюсом станет плавность хода транспорта. Вместе с тем в скорости новые автобусы не уступают маршруткам. Проверка показала, что время в пути не изменилось — добраться из Гродно в Минск можно все также за 3 часа 50 минут.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Андрей Анисимов обратил внимание на имиджевую составляющую в обновлении парка. Он подчеркнул, что новая техника станет вкладом в формировании положительного образа как регионов, так и всей страны.

— Наша главная задача формулируется просто: безопасно, комфортабельно и в кратчайшее время доставить пассажиров к месту назначения. И приобретение новых автобусов — большой шаг в этом направлении. Уверен, что пассажиры оценят новинку по достоинству. Автобусы будут работать на самом загруженном и популярном направлении — минском. Но в целом перевозчики активно обновляют парк техники, задействованный в различных направлениях. Появление новой техники позволяет реагировать на запросы пассажиров, прорабатывать открытие новых маршрутов. В том числе межобластных, — рассказал директор государственного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» Дмитрий Пацуй.

На маршруты новые автобусы выйдут в ближайшие дни, часть из них совершают рейсы в тестовом режиме. Важно отметить, что на стоимость билетов обновление техники не повлияет: цена за поездку останется прежней.