Нерезиденты Республики Беларусь потеряют право использовать иностранную рабочую силу

Новый вариант Закона «О внешней трудовой миграции» вступает в силу с 15 июля 2016 года.

Об изменениях и дополнениях, внесенных в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее Закон), рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» исполняющая обязанности начальника управления по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома Инна Студеничник.

— Инна Борисовна, коснулись ли изменения в Законе нанимателей?

— Одно из основных новшеств — детализация термина «наниматель Республики Беларусь». Из категорий лиц, которым предоставлено право привлекать иностранную рабочую силу, теперь исключены нерезиденты Беларуси. Что это значит? После вступления в силу Закона и окончания срока действия ранее выданных работникам специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в нашей стране (далее специальное разрешение) нерезиденты потеряют право использовать иностранную рабочую силу. Сразу оговорюсь: это не касается представительств иностранных организаций, привлекающих для работы у себя граждан других стран, а также случаев, определенных Главой государства.

— А обязанности работодателей тоже изменились?

— Да, их перечень дополнен. Так, наниматель Республики Беларусь теперь обязан получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, с которым предполагается заключение трудового договора; выдать каждому трудящемуся-иммигранту копию спецразрешения; зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции изменения и дополнения, касающиеся отдельных сведений и условий, вносимых в трудовой договор; прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования спецразрешения.

Наниматель также обязан вернуть специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции в течение 5 рабочих дней в случаях прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом; получения уведомления об аннулировании либо истечении срока действия специального разрешения; несостоявшегося заключения трудового договора с трудящимся-иммигрантом.

— Всем ли нанимателям выдаются разрешения на привлечение иностранной рабочей силы?

— В Законе определены основания для отказа в выдаче или для аннулирования этих документов. Например, в случае несоблюдения нанимателем существенных условий трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, положений Закона и других актов законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы будет аннулировано.

— Все ли категории трудовых мигрантов включены в сферу действия Закона?

— Нет, как раз документ расширяет перечень категорий граждан других государств, на которые его действие не распространяется. Это, в частности, иностранцы, трудоустраивающиеся в нашей стране по получаемой специальности в период обучения в белорусских вузах. Или те, кто уже получил в них высшее образование и трудоустраивается по специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после окончания обучения. При приеме на работу таких специалистов нанимателю не требуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также специальные разрешения.

— В каких еще случаях работодатель не обязан получать эти документы?

— Предусмотрено освобождение нанимателя Республики Беларусь от обязанности оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы при использовании им труда высококвалифицированных специалистов-иностранцев. А также в случае, если иностранец будет работать руководителем коммерческой организации, в создании которой он же сам и участвовал в качестве собственника имущества или учредителя. Такие условия создаются в целях привлечения в республику высококвалифицированных специалистов из числа иностранцев, а также тех, кто учреждает в Беларуси коммерческие организации.

— Что означает термин «высококвалифицированный работник»?

— Это понятие подразумевает иностранца, обладающего высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет. При этом величина месячной заработной платы специалиста согласно условиям трудового договора должна превышать 15-кратный размер месячной минимальной зарплаты, установленной в нашей стране.

Внесенные изменения и дополнения в Закон позволят, с одной стороны, стимулировать привлечение отдельных категорий работников из числа иностранцев, в которых заинтересована страна, а с другой, своевременно реагировать на изменение миграционной ситуации в мире и не допустить на белорусский рынок труда нелегальных мигрантов.

 

 

 

 

Самое читаемое