Дмитрий Шевцов Как внедряются в белорусскую избирательную систему рекомендации ОБСЕ

Парламентская избирательная кампания в Беларуси набирает обороты. В этом году правила ее проведения откорректированы, в том числе с учетом рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, которые миссия наблюдателей составила по итогам выборов Президента Беларуси в 2015 году. Предложения международных наблюдателей изучает и продолжит изучать после парламентских выборов межведомственная экспертная группа при ЦИК. В ее состав входит депутат Палаты представителей Национального собрания Дмитрий Шевцов. В интервью корреспонденту БЕЛТА он рассказал, какие рекомендации уже внедряются, что еще предстоит обсудить и какие предложения, с его точки зрения, невозможно применить в Беларуси.

— Дмитрий Евгеньевич, Беларусь учла рекомендации ОБСЕ, которые касаются повышения прозрачности стадий избирательного процесса. Какие изменения в этой связи произойдут в работе наблюдателей, избирательных комиссий?

— С учетом рекомендации миссии ОБСЕ члены комиссии при подсчете голосов будут размещаться с трех сторон стола. Одна сторона останется открытой, чтобы наблюдатели могли беспрепятственно видеть всю процедуру. Считаю, что это абсолютно правильное решение. Ни у кого из наблюдателей не должно быть даже тени подозрения, что от него пытаются что-то скрыть.

Заседания по формированию избирательных комиссий проходят в дискуссионной и открытой форме с обсуждением деловых и политических качеств претендентов. В избирательных комиссиях должны присутствовать представители партий, общественных объединений. В этом вопросе мы занимаем принципиальную позицию.

Другое дело, что документы на включение в состав избиркомов они зачастую подают с нарушениями и ошибками. А потом, получив отказ, начинают возмущаться. Но здесь нужно понимать, что закон одинаков для всех, игнорировать его было бы неправильно.

— А к идее с прозрачными урнами для голосования вы как относитесь?

— Мне комфортнее, когда урна прозрачная. Да, возможно, это дань моде. Но зато так пресекаются домыслы.

В Минске на президентских выборах около 40% урн были прозрачными. Считаю, такую практику надо расширять. Понятно, что это дополнительные финансовые затраты, но тем не менее за несколько избирательных кампаний можно почти повсеместно ввести прозрачные урны.

— Часть рекомендаций ОБСЕ касается досрочного голосования. Как вы считаете, стоит ли Беларуси пересматривать эту систему, как предлагают международные наблюдатели?

— Я за то, чтобы сохранить у нас досрочное голосование. Оно необходимо, это доказывает сама жизнь. Есть иногородние студенты, которые в субботу-воскресенье едут домой. Они не будут оставаться в общежитии ради выборов. Но в то же время нужно приучать молодежь использовать свое избирательное право. Молодой человек должен понимать, что его голос важен для развития страны. Не вижу смысла в том, чтобы лишать молодежь возможности проголосовать в удобное для нее время.

Многие в день выборов работают. Срочная командировка, отпуск — да мало ли причин, которые могут помешать человеку прийти на участок именно 11 сентября.

Если у меня есть возможность проголосовать в день выборов, то я обязательно ей пользуюсь. Идем на избирательный участок всей семьей. Старший сын уже сам может голосовать. Младший видит, что выборы — торжественное мероприятие. Для него это праздник. Но, если не получается, я должен знать, что смогу проголосовать досрочно.

— В некоторых странах можно вообще голосовать дистанционно…

— Это хорошая возможность, учитывая развитие IT-технологий. Но есть вещи, которые должны быть консервативными. Известно немало примеров успешных хакерских атак на сайты банков и даже спецслужб. Представляете, что будет, если кто-то изменит результаты голосования, как будут возмущены люди. Придется проводить выборы заново, а это колоссальные бюджетные затраты.

— Отчет миссии ОБСЕ включает 30 рекомендаций. Есть ли среди них такие, которые, с вашей точки зрения, не смогут найти у нас применения?

— Да, есть некоторые предложения, с которыми я как гражданин категорически не согласен. Например, ОБСЕ рекомендует пересмотреть требование десятилетнего пребывания в стране для лиц, имеющих право баллотироваться на пост Президента. Это как минимум абсурдно. Человек, который хочет стать главой государства, должен жить проблемами страны даже не 10, а 15, 20 лет и больше. Когда человек, будучи за границей, хочет оттуда рассказать, как надо жить той или иной стране, это смешно.

Международные наблюдатели предлагают пересмотреть всеобщее лишение права голоса граждан, находящихся в тюрьмах, а также тех, кто признан недееспособным. Начнем с того, что само понятие «недееспособный» говорит о том, что человек не может отвечать за свои действия. Он даже гражданско-правовые сделки не может совершать. Как он может голосовать? Он ограничен в избирательных правах по объективным причинам. Что касается тех, кто отбывает срок заключения, то понятно, что это такие же граждане, но у человека есть ограничение свободы из-за того или иного правонарушения. Считаю, что на тот период, что человек находится в тюрьме, он не может ни баллотироваться, ни участвовать в голосовании.

Еще одно предложение состоит в том, чтобы предоставить избирателям право подавать в суд жалобы на действия или бездействие избиркомов. Мне кажется, что этого делать не стоит. Суды будут перегружены. Чтобы рассмотреть все жалобы, им придется либо работать 24 часа в сутки, либо рассматривать их уже после выборов. А какой в этом смысл?

Тем более что у нас выстроена четкая система рассмотрения жалоб на избиркомы. Если они возникают, то их рассматривает ЦИК. Это скрупулезная и непредвзятая процедура, когда заслушиваются все стороны. Люди оперативно получают аргументированные ответы на свои жалобы.

Самое читаемое